статья

Научите общаться, планировать и мечтать

Вот почему эти бизнес-тренеры собирают тысячные аудитории? В том числе потому, что школа пока отстает. Скажете, спорный вывод? Давайте разбираться вместе.

Как и обещали, ДЕЛА.ru начинают проект, посвященный теме отцов и детей –взаимоотношениям, образованию, воспитанию. Автором серии статей выступает известный в Красноярске журналист Юлия Чанчикова.

Дети

Всевозможные тренинги и мастер-классы – не только мода, но и сигнал о дефиците самых разных компетенций и навыков у взрослых людей. Если пойти дальше и проанализировать основную тематику тренингов, то мы увидим, что они в основном посвящены обучению коммуникациям (в основе тренинга по продажам все равно лежат коммуникации), управлению временем и генерации идей. Таким образом, получаем формулу: коммуникации + время + идеи = успех (деньги). Отлично; видимо, это работает. Но у меня вопрос из зала: почему мы учимся этому, окончив школы, вузы и даже аспирантуры?

И где научиться управлять тремя ключевыми ресурсами заранее, еще не упершись в потолок возможностей?

Начнем с коммуникаций. У меня хорошая новость. В министерстве образования уже несколько лет обсуждается введение обязательного нового предмета – риторики.

Ритор

В Древней Греции риторика входила в пятерку главных уроков для юношества, наряду с чтением, письмом и физической культурой. В греческих ликеях на риторике учили «искусно» говорить, «завораживая словом» собеседника. Опытные педагоги советуют практиковать риторику с 1 класса, так как дети в этом возрасте легко впитывают образцы речи, эмоциональны и любят играть. Все это поможет им освоить коммуникации.

Теперь не очень хорошая новость. В Красноярске риторику нечасто преподают в русле основной программы. В качестве дополнительных курсов, мастер-классов на выездных погружениях – да, случается. Однако эти формы рассчитаны на учеников средних, а чаще старших классов. Малышей «искусством завораживать собеседника» в основном не обременяют.

Но даже если бы учили всех, успех не очевиден. К сожалению, программа урока риторики далека от современных коммуникаций.

Там преимущественно учат складно презентовать себя да трем-четырем схематичным скриптам для участия в диалоге. На самом деле эти скрипты не помогут ни в одной сложной коммуникационной ситуации реальной жизни. Пробел можно восполнить с помощью частных уроков. Благо, подобных предложений в Красноярске немало. Их качество, правда, тоже никто не гарантирует, но у нас всегда есть в запасе сарафанное радио. На том и стоим.

Теперь об управлении временем. Оттолкнувшись от трюизма «время – деньги», мы отдали весь этот тайм-менеджмент на откуп бизнесу.

Время

Между тем контроль за временем нужен абсолютно всем, современный школьник не исключение. А переломить себя в зрелом возрасте и научиться жить по расписанию, планировать свой день, неделю, месяц, год, определять целеполагание и прописывать пошаговое продвижение к результату – боже, как это трудно!

И чем раньше начнешь ценить время и жить в ритме спланированных действий, тем легче будет во взрослой жизни.

Увеличение учебной нагрузки, подготовка к экзаменам, необходимость наверстать пройденный материал, пропущенный из-за болезни, – все эти проблемы не придавят школьника, умеющего управлять временем.

Посоветую. Есть замечательная книга Марианны Лукашенко «Тайм-менеджмент для детей и их продвинутых родителей». Написана легко и понятно. Полна лайфхаков, которые нетрудно применить второкласснику. Старшеклассникам вполне по силам одолеть книгу гуру российского тайм-менеджмента Глеба Архангельского «Тайм драйв. Как успевать жить и работать».
Идем дальше. Аналог первого планинга для школьника – дневник. Естественно, что вести бумажный дневник ребенку поколения Z неинтересно, поэтому советую родителям скачать электронный. Они есть и для айфонов, и для андроидов. Удобная штука, гораздо более широкая по возможностям, нежели бумажный дневник, который не менялся с 30-х годов прошлого века.

Ну и про креативность – способность генерировать идеи и мыслить нешаблонно. О необходимости ее развития в голос кричат детские психологи. Существует десятки программ, посвященных именно этой теме. Утверждается, что в основе ключевых развивающих школьных программ обязательно закладывается навык творчества. Однако все программы креативности в основном опираются на исследования российских ученых прошлого века. Выготский и Богоявленская, конечно же, столпы детской психологии, но есть и зарубежные авторы. А также более современные российские.

Креативность

Впрочем, между теорией и практикой нередко пролегает пропасть. И далеко не каждая школа строит уроки рисования по Выготскому. В какой-то степени пробел в развитии креативности восполняет дополнительное образование, за которое надо платить. Здесь хотя бы выбор не маленький. Поздеевка, языковые школы, компьютерные кружки, все что угодно…

Другое дело, что развитие креативности как базового навыка должно пронизывать всю современную школьную педагогику.

Учиться думать, мечтать, отгадывать и загадывать, моделировать и планировать, анализировать и творчески перерабатывать информацию – все это нужно в самом нежном возрасте. Да, учиться никогда не поздно, но лучше не откладывать.  

Юлия ЧАНЧИКОВА

© ДЕЛА.ru

 

новости

Аэропорту заказали проект реконструкции советской «взлетки» В Красноярском крае объявили закупку для одного из самых важных транспортных объектов –  взлетно-посадочной полосы международного аэропорта…

Впервые отчет мэра транслировался в соцсетях Мэр Красноярска Владислав Логинов выступил перед депутатами горсовета с традиционным ежегодным отчетом о работе администрации. Для жителей впервые была…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).