статья /бизнес

ВИНКи расправили плечи

По словам участников топливного рынка Красноярска, в этом секторе который уже месяц сохраняется кризисная ситуация. Эксперты констатируют, что спровоцирована она действиями вертикально интегрированных компаний, которые удерживают стоимость топлива в рознице на недопустимо низком уровне, тем самым ставя других участников рынка на грань выживания. При этом ценообразование в топливном сегменте даже для неискушенного наблюдателя выглядит совершенно нелогичным. Но это, кажется, никого не смущает.

Бензин
Экспансия федералов на красноярский топливный рынок продолжается быстрыми темпами

Начало лета в Красноярске ознаменовалось событием, которое для независимых экспертов топливного рынка точно не стало сюрпризом. Во вторник стало известно о том, что все заправки компании «Магнат-РД», которая считается местной, с конца июля продолжат работу под брендом «Газпром».

Напомним, ранее единственным владельцев сети заправок «Магнат-РД» являлся предприниматель, экс-депутат Заксобрания Александр Дьяков, он же занимал пост гендиректора компании. В 2015 г. сеть стояла на грани банкротства из-за крупных исков кредиторов, однако в марте 2016 г. стало известно, что споры в суде урегулированы. Затем юрлицо из Красноярска было перерегистрировано в Москве, а долями сети стали владеть компании, имеющие отношение к «Газпрому».

Отметим, «Газпром» связан и с «Газпромнефтью», которая в конце 2015 г. заняла места другого крупного красноярского заправщика – сети «Фортуна Плюс».

Таким образом, можно констатировать, что агрессивная экспансия вертикально интегрированных компаний на красноярский рынок продолжается.

Ранее представители «Союза владельцев АЗС» (объединяет представителей независимой розницы Красноярска) неоднократно публиковали обращения к властям, в которых указывали, что поставлены на грань выживания действиями компаний «Роснефть» и «Газпромнефть». Предприниматели жаловались, что ВИНКи ради монополизации рынка, удерживая цены ниже рыночных в розничном сегменте, в опте стабильно их повышают, тем самым выдавливая всех остальных игроков.

Магнат
«Магнат РД» «переоденется» уже в июле

Ситуация с «Магнатом-РД» и «Фортуной Плюс» показывает, что эта политика эффективна и приносит свои плоды –

если на рынке не могут удержаться даже крупные местные розничные сети, то что уж говорить о более мелких предпринимателях?

По оценке независимых игроков, для поддержания в рабочем состоянии инфраструктуры АЗС при соблюдении всех норм и правил эксплуатации торговая наценка должна достигать как минимум 15–18%. В Красноярске в последние несколько месяцев она составляла 5–9%, розничные цены у независимых владельцев АЗС находились ниже уровня рентабельности.

И даже рост цен в последние недели этот огромный дисбаланс между стоимостью топлива в опте и рознице закрыть не может.

Тем более что процесс этот перманентный. Розница поднимает цены, чтобы сохранить маржинальность, а потом снова растет опт. Все возвращается на круги своя, и так происходит многократно.

Участники рынка подчеркивают, что формирование цен на бензин в Красноярске не поддается никакой логике. Особенно хорошо это видно в сравнении с соседними регионами.

Основными производителями бензина, который продается на красноярских заправках, выступает Ачинский НПЗ, принадлежащий «Роснефти», и Омский НПЗ «Газпромнефти».

«Если сравнить розничные цены на заправках «Газпромнефти» в Красноярске и Омске, то мы обнаружим, что они практически идентичны. При этом в Омске транспортные расходы на доставку практически равны нулю, а плечо доставки из Омска в Красноярск железнодорожным транспортом составляет около 3 тыс. руб. рублей на тонну топлива. Даже из чисто экономических соображений красноярские цены должны быть значительно выше. Какая-либо логика здесь отсутствует», – рассказывает эксперт рынка ГСМ Андрей Костюнин.

Схема
В Красноярском крае, в отличие от других регионов, нет нефтеперерабатывающего завода «Газпромнефти», но цены на ее заправках значительно ниже

Показателен и пример Москвы – по словам специалистов, там работает несколько нефтеперерабатывающих заводов, в том числе «Московский НПЗ» «Газпромнефти», однако розничные цены в столице намного выше красноярских и обеспечивают хорошую маржинальность бизнесу. Чем Москва принципиально отличается от Красноярска помимо платежеспособности жителей, неясно.

Представители независимой розницы пытаются акцентировать проблему ценообразования на местном топливном рынке для властей и предста­вителей СМИ. Они отмечают, что сейчас розничные цены едва покрывают затраты местных сетей, не позволяя им зарабатывать сколько-нибудь приемлемую прибыль для развития. Вряд ли в рознице зарабатывают и ВИНКи, но они имеют возможность получать прибыль за счет других направлений бизнеса – например переработки и экспорта топлива. Независимые розничные компании, сосредоточенные только на розничных продажах, таких возможностей лишены.

По словам экспертов рынка, ВИНКи намерены держать низкие цены до того момента, пока топливный рынок Красноярского края не будет монополизирован.

А после они получат возможность отыграть текущие потери, назначив любую цену на бензин, которую посчитают приемлемой. Но на их щедрость автомобилистам точно рассчитывать уже не придется.

«Текущие низкие цены – это, безусловно, метод экспансии в конкретно взятом регионе, – отметил еще один эксперт топливного рынка, пожелавший остаться неизвестным. – Иных объяснений ситуации, когда одна компания в регионе, где она занимает рынок, держит цены значительно ниже, чем в соседних регионах, где уже занимает доминирующее положение, я не вижу».

© ДЕЛА.ru

 

ещё по теме на Dela.ru
новости

Красноярский край завершает год на подъеме

Красноярский край завершает год на подъемеПо множеству параметров регион достиг показателей выше среднероссийского уровня и …

«Ростелеком» поднимает бизнес на облачную высоту

«Ростелеком» поднимает бизнес на облачную высотуКомпания «Ростелеком» предлагает предпринимателям наборы пакетных услуг связи, в которых …

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»