статья

Автодилеры: резкое торможение

Журнал «Деловой Квартал» КрасноярскСерьезная часть красноярцев в кризис перевела новые иномарки из категории «средства передвижения» в категорию «роскошь». В этом году в местных автотехцентрах забыли про очереди, менеджеры автосалонов стали брать «мертвой хваткой» каждого клиента.
В этой ситуации дилеров выручили произ­водители и импортеры автомобилей, кото­рые были готовы кредитовать потребителя и распродавать авто с огромными скидками.
Тем не менее в последний год дилеры испытывали серьезные финансовые трудности — банки в кризис молниеносно «охладели» к продавцам новых иномарок. Возвели их бизнес в ранг высоко­рискованного и не спешили их кредитовать.

Автодилеры
62,2% — спад продаж новых иномарок в Красноярске

Основные события

июль’09

В Красноярске появился официальный дилер Suzuki. Им стала компания «Премиум», работавшая ранее с мототехникой этой марки. Как рас­сказал генеральный директор компании Александр Панченко (проекты «Супербайк», «Ермак спорт»), компания выбирает площадку под стро­ительство автотехцентра. На данный момент автомобили Suzuki представлены во временном автосалоне в одном из ТРК в центре города.

август’09

ГК «Крепость» запустила проект по продаже подержанных автомо­билей — «Автоком». В структуре холдинга появилась компания, которая зани­мается продажей вторичных дилерских иномарок. «Трафик в „Автокоме“ в два раза выше, чем в любом дилерском центре группы компаний», — рассказал соучредитель ГК «Крепость» Александр Кангун.

сентябрь’09

Автодилеры отказались от участия в ежегодной автовыставке. Компании по-разному мотивировали отказ, однако причина такого решения проста: экономия средств. Представление одного бренда на автовыставке обходилось дилерам до 500 тыс. руб.

октябрь’09

Красноярская краевая ассоциация официальных дилеров иностранных автопроизводителей выступила против приня¬ия транспортного налога. Все участники объединения подписали открытое письмо к депутатам краевого ЗС. По оценке дилеров, повышение транспортного налоа могло привести к падению про¬даж на рынке на 15–30%. Что повлекло бы за собой сокращение налоговых поступлений.

декабрь’09

Запущен в техническую эксплуатацию временный автотехцентр марки Nissan. Дилерство долгожданного на рынке бренда получила компания «Титан Моторс». Ее учредитель — Андрей Болендер, представляющий на местном автодилерском рынке проект «ТЦ «Фаворит» (дилер бренда Honda).

Иллюзии
Бурные продажи казались вечными

Рынок иномарок последние годы рос почти в геометрической прогрессии. Спрос на новые иностранные автомобили был такой, что за ними стояли очереди, потребители были готовы платить за возможность стать обла­дателем новенькой иномарки, которую ему вручали спустя несколько месяцев после оплаты. Спрос подогревали финансовые учреждения, кото­рые смело кредитовали практически каждого желающего. «Кредиты давали всем подряд. Ресепшионисты покупали авто премиум-класса.

А потом настал кризис, который расставил всех на свои места», — говорит исполнительный директор компании «Орион» Алексей Сугак. Рынок резко снизил темп роста в последнем квартале 2008-го.

По итогу прошлого года рост рынка вместо прогнозируемых 40-50% составил примерно 20%. Красноярскими дилерами в 2008 г. было продано около 15 тыс. автомобилей. Особенно тяжелыми для местных автодилеров были посленовогодние и летние месяцы 2009-го. Спад продаж по некоторым брендам в эти периоды достигал 80-100%. По итогам 9 месяцев текущего года автодилерский рынок в Красноярске «упал», по данным Автостата, на 62,6%.

Таблица
Объёмы продаж новых иностранных автомобилей в регионах РФ, шт. (источник: Автостат)

Управляющий директор ГК «Медведь Холдинг» Евгений Меркушев отметил, что в этом году потребитель покупал скидки. Решающую роль при выборе авто играли не бренды и конкретные модели, а выгодные ценовые пред­ложения. Производитель в этом году за ценой не стоял. По некоторым маркам скидки составляли более 100 тыс. руб. Авто продавались на $2-3 тыс. ниже себестоимости. Производители были вынуждены пойти на этот шаг, так как и они, и дилеры на местах к концу 2008 г. оказались в си­туации затоваривания.

Причем, как рассказал один из дилеров, импортеры не сразу пошли на снижение цены. Первые месяцы 2009 г. цены на авто были приведены в соответствие с курсом доллара — и рынок «встал». Поняв это, импортеры пересмотрели свою ценовую политику.

«До кризиса мы имели рынок продавцов. Клиент выбирал марку и приходил в конкретный салон. А сейчас у нас рынок покупателя, который ходит по салонам и выбирает тот, где получает максимум за свои деньги», — сказал генеральный директор Рено-центра «АТЛАНТ» Дмитрий Суханов.

Основные проекты

Автоцентр Skoda обошелся «Медведю» в 130 млн руб.

Группа компаний «Медведь Холдинг» построила фирменный автотехцентр Skoda. В середине сентября 2009 г. состоялась презентация нового проекта. Это пока единственный фирменный автотехцентр, введенный в эксплуатацию в Красноярске во время кризиса. Площадь шоу-рума — 600 кв. м, автосервиса — 1 360 кв. м. Как рассказал на открытии центра генеральный директор ГК «Медведь Холдинг» Николай Бяков, инвестиции в проект составили порядка 130 млн руб.

Автоцентр Lexus запустят в конце декабря

ГК «Крепость» ведет строительство выставочно-сервисного техцентра Lexus. Площадь шоу-рума нового центра около 1 тыс. кв. м. По величине выставочного зала новый центр обещает стать одним из самых больших дилерских центров Lexus в России. Особенность строящегося авто­техцентра в том, что он будет находиться в едином комплексе с деловым центром, инвестором которого также является ГК «Крепость». Как рассказал Александр Кангун, в конце декабря 2009 г. центр Lexus будет запущен в техническую эксплуатацию.

Страхи
Банки отвернулись от автодилеров

«В начале года мы просчитывали несколько сценариев развития событий на рынке. Вплоть до самого пессимистичного — „а если все встанет и мы не продадим ни одного автомобиля в месяц“. Головы пухли, собирались чуть ли не каждый день и нередко засиживались до ночи, устраивали один моз­говой штурм за другим», — вспоминает Евгений Меркушев.

Руководители как небольших дилерских компаний, так и собственники крупнейших холдингов не скрывают: был страх не рассчитаться с кредитами и потерять компанию.

«Боялись, что не решим вопросы кредитов, что не договоримся с банками. В нашем случае Росбанк, МДМ, Внешторгбанк оказались нормальными банками-партнерами. А некоторые финансовые учреждения, я считаю, про­явили свою истинную суть — пытались „пригреть“ лакомые кусочки. Были банки, которые хотели получить долю в бизнесе за свои кредитные воз­можности. Мы на такую сделку не пошли. Не для банков все это стро­или», — говорит Александр Кангун.

По его словам, для тех банков, что поверили, важными аргументами были репутация компании на рынке, ее недвижимость, клиентская база. «У нас 25 тыс. клиентов, с которыми выстроены отношения, — для банкиров это тоже аргумент», — сказал г-н Кангун.

В финансовых учреждениях слово «автодилер» было почти что матерным, говорят участники рынка.

«Я лично ходил в этом году к нескольким управляющим банками, и они открыто говорили — не время, нужна пауза. Предлагаемые инвестиционные проекты даже не рассматривались», — рассказал Алексей Сугак.

В «Медведь Холдинге» рассказали, что вся деятельность компании в этом году была направлена на уменьшение кредитов. «Нам удалось сократить их объем в два раза», — рассказал г-н Меркушев.

«Тем, у кого были большие кредитные обязательства, — было тяжело. Но это не значит, что надо петь траурную песню», — подытожил г-н Кангун.

С рынка не ушла ни одна компания. «Был еще один страх: потерять коллектив, который создавался годами», — сказал генеральный директор ГК «Медведь Холдинг» Николай Бяков.

Компании оптимизировали бизнес, экономили на всем, «под нож» у многих пошли зарплаты, штатное расписание.

«Кадровая ситуация на рынке была напряженная. Люди боялись за свои рабочие места, начал падать моральный дух коллектива. Я принял решение провести собрание в каждом центре, выступал перед людьми, говорил о ситуации как есть на самом деле, что работать сейчас надо с утроенной силой. Кто оказался к этому не готов — ушел сам. Коллектив после разговора всколыхнулся, сплотился и оказался готов сворачивать горы, я бы даже так сказал. Для меня лично эта ситуация стала большим уроком», — признался Николай Бяков.

График
Самые продаваемые иномарки в РФ, тыс. шт.

Возможности
Увидеть слабые места в бизнесе

«2009 г. надо уважать и любить. Этот год не принес многим денег, но он поставил все на свои места. Отрезвил, позволил четко оценить свои воз­можности и двигаться дальше правильно. В нужном направлении и с оптимальной скоростью», — говорит Алексей Сугак.

Кризис дал возможность четко выстроить бизнес-процессы. «Позволил увидеть слабые места в бизнесе, которые были закрыты в период резкого роста», — считает Александр Кангун. Кризис не только научил дилеров экономить на текущих расходах: на электроэнергии, ГСМ, канцелярии и т.п., но и дал возможность сэкономить на реализуемых в этот период инвестиционных проектах. Например, ГК «Медведь Холдинг» инвестировала в строительство автотехцентра Skoda как минимум на 20% меньше проектной инвестиционной емкости.

Гистограмма
Оптимистичный прогноз роста рынка новых иномарок в Красноярске (источник: «ДК»)

«Мы смогли из кризиса извлечь пользу. Серьезно сэкономили на стоимости строительных материалов, которые подешевели от 10 до 50%. Строители шли навстречу и иногда давали отсрочки платежей. Это, в свою очередь, позволяло сэкономить на банковских процентах», — рассказал Евгений Меркушев.

Кризис надо благодарить и за появление в городе новых автодилерских компаний. Спад продаж подтолкнул импортеров марок Nissan и Suzuki с выбором официальных дилеров в Красноярске. В 2009 г. оба импортера подписали дилерские соглашения на представления марки в нашем городе. За марки бились крупнейшие холдинги, однако дистрибьюторы выбрали новичков: бренд Suzuki достался компании «Премиум», Nissan — созданной специально под проект компании «Титан Моторс».

«Тендер по определению дилера Nissan в Красноярске проходил в конце 2008 — начале 2009 г. согласно стандартной процедуре по выбору кандидата в официальные дилеры Nissan. В июле подписано дилерское соглашение с компанией «Титан Моторс», — прокомментировала «ДК» ситуацию менеджер по связям с общественностью компании «Ниссан Мотор Рус» Татьяна Натарова.

Генеральный директор «Титан Моторс» Евгений Николаев рассказал «ДК», что на данный момент компания представила марку во временном поме­щении на Взлетке: площадь шоу-рума 500 кв. м, в сервисе более 10 по­стов. В перспективе, по его словам, строительство фирменного автотехцентра.

Руководитель департамента развития «СИАЛАВТО» Татьяна Гриц считает: появившиеся на рынке марки — серьезные конкуренты. Однако не ясно, как поведут себя их дилеры. «Если бы дилерство Nissan получила ГК «Крепость», я бы не сомневалась, что она бы сразу отняла львиную долю рынка. Каковы возможности новых игроков — покажет время», — сказала г-жа Гриц.

Татьяна СОБОЛЕВА
Журнал «Деловой квартал — Красноярск»

© ДЕЛА.ru

 

новости

Красноярские студенты получают современное цифровое образование В Красноярске в СФУ состоялась презентация возможностей программ профессиональной переподготовки проекта «Цифровая кафедра», который был учрежден…

Аэропорту заказали проект реконструкции советской «взлетки» В Красноярском крае объявили закупку для одного из самых важных транспортных объектов –  взлетно-посадочной полосы международного аэропорта…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).