статья

Красноярску нужно сокращать маршруты и маршрутки

Решить проблему общественного транспорта Красноярска — пробки, пло­хое обслуживание, постоянный рост тарифов — можно только ком­плексно. С этим согласны и власти, и представители рынка перевозок. Но, по мнению последних, в вопросе не обойтись без радикальных мер: принципиального изменения маршрутной схемы. Прошлогодние попытки сократить избыточные автобусные маршруты наткнулись на активное сопротивление жителей города. Однако, считают частные перевозчики, без непопулярных решений не обойтись.

Маршрутка
Каждый день на линии в Красноярске выезжают около 1000 маршруток

Напомним, реформу маршрутной сети в департаменте транспорта Красноярска попытались начать ровно год назад. Предлагалось ликвидировать (как дублирующие) автобусные маршруты № 43, 50, 68 и 84, сократить путь автобуса № 3 и внедрить пересадочную карту.

Однако посягательство на привычный распорядок встретило жесткий отпор со стороны населения и его избранников в горсовете, так что от попытки реформы остались лишь пересадочная карта и урезанная «тройка». Но несовершенство маршрутной сети по-прежнему является большой проблемой для города, считает предприниматель Константин Кнапнугель. Тема вновь всплыла в связи с очередным требованием перевозчиков повысить тариф (см. подр. «Перевозчики предлагают накинуть пятачок»). По мнению Кнапнугеля,

альтернативой повышению тарифа могла бы стать оптимизация маршрутной сети — в частности, опять же, сокращение длинных маршрутов.

«Тариф и существующая схема движения маршруток в городе взаимосвязаны. Неэффективная и громоздкая схема движения общественного транспорта Красноярска задирает издержки перевозчиков и переносит их на плечи потребителей. За длинную сеть платят пассажиры.

Если сегодня сократить часть маршрутов, убрать дублирующие, в каких-то местах перебросить автобусы на другие улицы, организовать работу выделенных полос — мы незаметно для пассажиров сможем уменьшить интервал движения и одновременно убрать до 10% подвижного состава. Одно это сократит себестоимость на 8—10% и избавит от необходимости поднимать цену проезда», — считает Кнапнугель.

В качестве примера он приводит три маршрута: 50-й, 79-й и 89-й. У 50-го и 79-го полностью совпадает путь от Северного до Предмостной площади, а у 79-го и 89-го — от Предмостной до ДК «Кировский».

«Если убрать 79-й маршрут, можно будет добавить машин на 50-й с уменьшением периода ожидания. Соответственно уйдут и гонки водителей на пути следования маршрутов и на левом, и на правом берегу, что заметно скажется на безопасности, — говорит Кнапнугель. — Конечно, это частный пример одного куста проблем».

Согласно обследованию, проведенному перевозчиком, маршрутами «от конечной до конечной» пользуются не более 10% пассажиров: большинство перемещаются на 3—5—7 остановок.

«Получается, они платят за то, чтобы 10% населения ездили через весь город», — отмечает бизнесмен.

По его мнению, пассажироперевозки должны быть скорректированы в момент кризиса:

«Тариф уже предельно высокий, дальше его поднимать некуда, нужно менять систему. Неэффективная, громоздкая маршрутная сеть задирает издержки, переносит их на плечи потребителей».

О неэффективности сегодняшней системы маршрутов говорят, в частности, данные о выходе автобусов на линию. На сегодня, по данным мэрии, в Красноярске на 69 автобусных маршрутах работает 1191 единица транспорта. В день, по актуальной информации одного из мобильных транспортных приложений, на дороги выезжают около 1000 маршруток.

Автобус
Многие городские маршруты дублируют друг друга

В это же время в других городах, превышающих Красноярск по площади и численности населения, количество автобусов намного меньше: в Омске, например (площадь города — около 573 кв. км против 359 кв. м Красноярска), в день на линию выходят не больше 700 автобусов.

В Кемерове работают каждый день не больше 500 машин, Иркутске — 300. В Санкт-Петербурге, площадь которого в 4 раза больше красноярской, число работающих в день автобусов — около 1,5 тыс.

«Если сегодня мы сократим парк маршруток до 700—800 единиц, мы не то что удержим тарифы, мы можем их еще и сократить», — полагает Кнапнугель.

Количество автобусов на маршруте упирается в главную транспортную проблему Красноярска — пробки. Чтобы удержать интервал движения в условиях закупоренности улиц, перевозчикам как раз и приходится наращивать свой автопарк.

«Два года назад маршрут 38 мы обслуживали семью машинами, соблюдая интервал движения в 7—8 минут. Сегодня на линию выходят 9 автобусов, и ситуация горит и горит, — отмечает Кнапнугель. — К сожалению, такие проблемы предприниматели решить не могут, это задача регулятора перевозок».

По мнению предпринимателя, власти должны принимать решения об оптимизации движения вопреки мнению населения.

«Департамент транспорта в прошлом году разработал схему. Работала комиссия, в которую входили перевозчики, представители мэрии и гортранса, депутаты. В итоге 10 тысяч человек выступили против первой очереди предложений — но если бы опрос проводили среди всего населения, результат был бы иным.

Мне кажется, в интересах большинства следует принимать непопулярные решения, на это нужна большая политическая воля.

Да, части пассажиров придется ездить с пересадками: нужно предусматривать для них скидки по транспортным картам и проездные билеты. Но тогда не потребуется поднимать тариф», — считает Кнапнугель.

Кроме того, по его мнению, оптимизация маршрутов и сокращение подвижного состава создаст конкуренцию и оставит на рынке только добросовестных игроков.

«Без конкуренции качество услуг по перевозке не улучшится. Сегодня на рынке есть немало тех, кого не следует даже допускать к работе. Каждый перевозчик обязан содержать штат из медиков и механиков, работающих в круглосуточном режиме — но сомнительно, что они представлены у тех, кто владеет одной-двумя маршрутками. В целом 10% недобросовестных владельцев бросают тень на остальных 90%. Думаю, сокращение могло бы подстегнуть всех собственников уделять особое внимание качеству перевозок».

Впрочем, в мэрии заниматься перекраиванием маршрутов сегодня не собираются.

«Жители уже высказали свое мнение о сокращении маршрутов, и, получив отрицательные отзывы горожан, власти не намерены возвращаться к этой теме», — рассказали ДЕЛА.ru в пресс-службе мэрии.

Городские власти сейчас переключили усилия на другие направления работы — плюс ждут глобальных перемен в связи со строительством новых транспортных объектов.

«Нельзя сказать, что ситуация статична: работа по оптимизации движения в городе ведется постоянно, с привлечением специалистов, ученых, представителей общественных организаций. Регулярно работает комиссия по безопасности дорожного движения, — поясняют в мэрии. — В результате в Красноярске появляются новые маршруты для обеспечения транспортной доступности заселяемых микрорайонов, например, Покровского, меняются схемы движения, как на Краснодарской — Ястынской — Воронова.

Понятно, что и в дальнейшем схема маршрутов общественного транспорта будет перекраиваться: к примеру, после сдачи в эксплуатацию четвертого моста. Не говоря уже о более отдаленной перспективе, транспортных схемах, предусмотренных в проекте нового генплана».

По мнению чиновников, решение отдельных вопросов, например, организация выделенных полос для общественного транспорта, само по себе не исправит ситуацию.

«Даже проехав без препятствий по выделенной полосе, автобус так же будет останавливаться на светофорах. Транспортная проблема Красноярска должна решаться и уже решается комплексно: это и создание платных парковок, и проект городской электрички с организацией подъездных путей к новым транспортным узлам, и правоповоротные шлюзы, которые позволили оптимизировать движение на некоторых участках, и перенос остановок общественного транспорта, и развитие системы видеофиксации», — перечислили в пресс-службе.

Между тем ранее министр транспорта края Сергей Еремин заявлял, что пересмотр красноярской маршрутной сети неизбежен, поскольку она создавалась с 90-х годов и «нас уже не устраивает».

«У нас одни из самых протяженных по длине маршрутов в РФ, — отмечал Еремин. — У нас есть маршруты «Ветлужанка — Черемушки» или «Ветлужанка — Солнечный». Если мы такие маршруты и дальше будем держать, тогда я не знаю, куда мы придем. Надо эффективно состыковать маршрут. Может быть, есть небольшая группа людей, которая от Черемушек до Ветлужанки едет без пересадки. Но в угоду одного человека мы не можем в перевес ставить интересы 100 человек».

Избыточность и отсутствие логики в красноярской маршрутной схеме хорошо заметны со стороны.

Маршрутка
В Красноярске работают одни из самых протяженных маршрутов в России.
Пользуются ими от конечной до конечной не более 10% пассажиров

Так, известный эксперт, директор пермского Института транспорта, посетивший Красноярский городской форум, Михаил Якимов удивился количеству маршрутов, следующих через одну остановку в центре города:

«Вчера мы были на остановке «Органный зал» на ул. К. Маркса. Я посмотрел на таблички с информацией о том, какие маршруты здесь проходят, — оказалось, их там аж 27. В Перми, когда мы пытаемся включить в маршрутную сеть новый маршрут, у нас есть два критерия. Во-первых, мы смотрим на инфраструктурные ограничения — то есть позволяют ли это нам разворотные площадки, остановочные пункты и пропускная способность выделенных линий общественного транспорта.

И второй критерий — это отсутствие дублирования маршрутов, то есть замещения поездок на одних маршрутах... У вас, я так понимаю, таких ограничений нет. Автобусы явно дублируют друг друга, мягко говоря, и инфраструктурные ограничения никак не коррелируют с объемом трафика маршрутов».

В итоге ситуация складывается парадоксальная. Все участники заочной дискуссии, развернувшейся вокруг маршрутной схемы Красноярска, по-своему правы. Городские власти говорят, что жителей все устраивает, и поэтому ничего менять не надо.

Перевозчики убеждают всех, что работают на грани рентабельности, а иногда и в убыток, и требуют повышения тарифа («Перевозчики вновь инициируют повышение тарифа на проезд в Красноярске»). А краевой минтранс, к которому апеллируют владельцы автобусов, и правительство края, отвечающее за повышение тарифа, должны принимать непопулярные в городе решения или влиять на мэрию.

Круг замкнулся, никаких здравых шагов не сделано. Непонятно только одно: почему маршрутная схема, которая разрабатывалась давно, в расчете на маленькие автобусы, составлявшие тогда основу парка перевозчиков, остается у нас священной коровой? Условия меняются, пора менять не ценники, а подходы.

© ДЕЛА.ru

 

новости

В ЗС приняли весеннюю корректировку бюджета 18 апреля в Заксобрании Красноярского края прошла сессия, на которой рассмотрели 42 вопроса. Ключевым из них стало обсуждение весенней корректировки регионального…

Остатки старого Красноярска снесут: подробности о КРТ на Каче Почти всю территорию вдоль Качи в центре Красноярска отдали под КРТ. Зона, которую хотят застроить, простирается от Дворца пионеров до развязки на Брянской…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).