интервью

Юрий Лапшин: «Интерес к Красноярскому экономическому форуму очень высок»

До очередного Красноярского экономического форума осталось две недели. О том, каким на этот раз будет главное деловое событие года и чего ждут от КЭФ власти региона, журналистам рассказал заместитель председателя краевого правительства Юрий Лапшин.

Юрий Лапшин
Юрий Лапшин, заместитель председателя правительства Красноярского края Фото Олега Кузьмина

– Юрий Анатольевич, прежде всего: чем КЭФ-2016 будет отличаться от форумов, которые проходили в прошлые годы?

– Хорошая преамбула к разговору. Если говорить о формате, то отличий не так много. Основная ставка делается на представительность гостей: имеются в виду не только высшие московские чиновники, но и уровень спикеров и модераторов различных мероприятий и площадок. Кроме пленарных заседаний, запланированы многочисленные мозговые штурмы, круглые столы, секции, дискуссии. В принципе, все как в прошлые годы. Но каждый форум всегда отличается той средой, в которой он проходит. Очевидно, например, что КЭФ 2009 года состоялся в условиях мирового экономического кризиса, а прошлогодний форум стал первым, на котором губернатор Виктор Толоконский выступил в качестве главы региона.

Форум-2016 пройдет в условиях переосмысления общеэкономи­ческой ситуации в крае и России.

Не зря его базовой темой выбрана стратегия развития страны и края до 2030 года.

В свое время Алексей Кудрин, еще будучи министром финансов и председателем оргкомитета КЭФ, в базовом докладе на пленарном заседании сказал, что правительство России видит в Красноярском форуме площадку, на которой обкатываются экономические решения не только для Сибири, но и для всей страны. Думаю, что в этом смысле ничего не поменялось.

Скептики, конечно, могут возразить, что ситуация с нестабильными курсом валют и ценами на нефть не позволяет заглянуть вперед. Но, может, именно сейчас наиболее важно спрогнозировать, увидеть, где будет страна через 15 лет, и принять необходимые решения. Строго говоря, большой, всеобъемлющей антикризисной программы у правительства России пока нет. И поэтому наша стратегия-2030 имеет огромное значение.

– Действительно, есть мнение, что Красноярский форум задает повестку для всей страны. Далее эти стратегии уточняются на Санкт-Петербургском и Сочинском форумах… Но все же в постоянно меняющихся экономических условиях на основе каких констант можно делать прогнозы? На чем базироваться, на пресловутом импортозамещении?

– К сожалению, все новые идеи, которые часто повторяются, становятся «пресловутыми». Так можно говорить и об импортозамещении, и об инновациях. Но от того, что мы часто произносим эти слова, сами явления не стали менее актуальными. То, что страна живет сейчас в условиях санкций и тренда снижения цен на углеводороды вместе с курсом национальной валюты, заставляет нас принимать решения по импортозамещению, развитию собственных технологий, технологий высокого передела.

Общим местом стали разговоры о том, что Россия должна слезть с нефтяной иглы, перейти на выпуск высокотехнологичной продукции, создавать высококвалифици­рованные рабочие места – так, в одном из указов президента говорится о 25 млн рабочих мест… Но одно другому не мешает. Мы знаем примеры, когда страны, не имея ничего, кроме полезных ископаемых, в течение средснесрочного периода делали рывок вперед. И другие примеры, когда государства без природных ресурсов продвигались на основе развития высокотехнологичных отраслей промышленности.

У нас в крае есть и богатые природные ресурсы – только разведанных запасов угля нам хватит на 500 лет, нефти – на десятки и сотни лет. И совершенно точно, у нас есть и высокотехнологичные решения: в космической и атомной отраслях, в оборонной промышленности, которые дают толчок развитию всей краевой экономики.
Так что не случайно экономический форум проводится именно в Красноярске.

– Еще в советский период край позиционировался как промышленный регион. Но в последние годы многие площадки были утеряны: закрылись комбайновый завод, «Пикра», другие предприятия… Как в таком случае решать задачу увеличения доходной части бюджета? Будут ли эти вопросы обсуждаться на форуме?

– Отвечая на ваш вопрос, можно диссертацию написать… Край был и остается мощным промышленным регионом, несмотря на все постсоветские изменения. Немного истории: местная промышленность в 1960-70-е гг. развивалась за счет двух составляющих – с одной стороны, это добыча полезных ископаемых, металлургия, производство энергии, с другой – большой блок оборонной отрасли.

В постсоветское время основной удар пришелся на оборонный сектор. Но большая удача, что главную часть этих активов краю удалось сохранить, и сегодня ряд предпри­ятий участвует в гособоронзаказе и производит высокотехнологическую продукцию: тот же ИСС, Красмаш, радиозавод. И если говорить про оборонную промышленность, то здесь скорее наблюдается восходящий тренд.

Теперь о налогах. Рискну напомнить, что государственная промышленная политика входит в сферу федеральных полномочий, и роль края как субъекта РФ мы видим в первую очередь в развитии кооперационных связей внутри региона, между средним промышленным звеном и крупными вертикально интегрированными компаниями.

Основная экспозиция КЭФа посвящена именно этому.

Нашим предприятиям нужен спрос на продукцию, который станет толчком к их развитию.

Пока ситуация для роста налоговой базы не очень благоприятная: одним из основных источников бюджетных доходов является налог на прибыль, но он у предприятий в связи с обстановкой в экономике не повышается, а скорее снижается. И наша задача, таким образом, состоит в организации взаимодействия и налаживании кооперации, чтобы максимальное количество предприятий имели положительный финансовый результат, а краевая казна прирастала не только за счет «Норильского никеля» и «Роснефти», хотя это само по себе очень важно.

Кстати, отмечу, что работа с крупными компаниями идет в правительстве индивиду­ально, губернатор регулярно встречается с их топ-менеджментом, обсуждая планы взаимной поддержки и инвестиционные проекты. Например, в переговорах с «Рос­нефтью» удалось на год-два сдвинуть планы компании по освоению месторождений края.

Однако взаимодействие должно развиваться и с предприятиями второго эшелона, чтобы их поступления тоже шли в краевую казну, а в регионе создавались рабочие места. Экспозиция форума как раз представит несколько таких предприятий, выпускающих уже востребованную крупными компаниями продукцию, как правило, высоких переделов. Предприятия хотят расширять ассортимент, наращивать объемы, а для этого – привлекать новых заказчиков.

Причем мы не просто размещаем на КЭФ экспозицию и приглашаем познакомиться с ней технических руководителей крупных компаний, но и намерены договариваться о дальнейшем сотрудничестве.

Более того, все 12 компаний-участников экспозиции получат коммуникативное сопровождение до следующего года.

Итоги планируется подвести на КЭФ-2017. Думаю, что этот опыт окажется удачным, и мы сможем формировать подобный пул для работы с компаниями на каждом форуме.

Далее. Действительно, у нас имеются промплощадки, которые утрачены для края. Но появляются и новые. Так, на КЭФе будет представлен проект машиностроительного завода в Емельяновском районе. Предприятие появится «в чистом поле», не на базе каких-либо существующих корпусов или логистики, а с нуля! Завод будет производить комплектующие для добывающих предприятий и большой энергетики. Это нетиповой проект, могу заявить как инженер-машиностроитель по образованию.

– Где именно будет построен завод?

– На глубоком обходе Красноярска, в районе перекрестка с трассой на Енисейск. И таких значимых промышленных предприятий в крае несколько. Например, «Зенит», который тоже выпускает оборудование для нефтегазовой отрасли, работая с «Сургутнефтегазом» и «Роснефтью», «Техполимер» – дивногорский индустриальный парк, где производится широкая линейка полимерных материалов для дорожного и промышленного строительства. Красноярский котельный завод, производитель котельного оборудования для энергетики. «Микрон», выпускающий продукцию для «Норильского никеля».

Все эти компании не имеют проблем с заказами, но как и все, кто производит высококон­курентную на рынке продукцию, заинтересованы в расширении контактов. Так что мы разослали приглашения на форум более чем 60 крупным компаниям с просьбой включить в состав их делегаций не только руководителей – они и сами приедут, но и соответ­ствующих специалистов, чтобы они познакомились с экспозицией, посвятили свое основное время именно этому.

– Помимо экспозиции с участием 12 компаний, что еще покажет форум?

– В экспозиции края будет несколько разделов. Блок «Деловой России», блок, посвященный Универсиаде, общая экспозиция «Красноярск-2030: город, в котором хочется жить». Крупный блок министерства культуры края, который включит материалы о предстоящем юбилее Енисейска, блок продукции малого и среднего бизнеса.

– Хотелось бы уточнить: какая роль малому бизнесу отводится в глобальной стратегии развития края? Конечно, речь о поддержке предпринимателей во власти ведется, но намного легче бизнесу жить не становится, проблем очень много…

– Бизнес – вообще нелегкий выбор. Меня можно было бы упрекнуть в цинизме, если бы я не проработал 20 лет в реальном секторе, из которых 18 занимался собственным бизнесом. Это всегда сложно. Необходимо оторваться от чего-то надежного и более-менее прогнозируемого и пуститься в рынок со всеми его плюсами и минусами, причем последних обычно больше. Тем более в кризисные времена.

Однако неоднократно уже говорилось, что кризис – это в то же время вызовы и новые возможности. Приведу один пример. Когда Ванкор только запускался, одной из основных задач, поставленных тогда еще губернатором края Александром Хлопониным, было производство основной массы продукции для месторождения на территории края.

Многое было сделано в этом направлении, но потом как-то «подрассосалось», и в 2014 году доля краевых поставок на Ванкор не превышала 13,5%. Мы только начали работу в 2015 году, но уже подняли цифры до 20%. В деньгах это примерно так: за 2014 год объем поставок составил около 500 млн рублей, а за 11 месяцев 2015 г. было заключено 15 контрактов с местными производителями на 1,3 млрд рублей.

Вообще говоря, я не считаю, что основная роль государства в поддержке малого бизнеса – это денежные субсидии, гранты, льготы по процентным ставкам.

Семь лет работаю в госуправлении и семь лет спорю с этой установкой. У нас нередко и бизнес-инкубаторы превращаются в подобие социальных гостиниц… Финансовая помощь – не единственная мера, а второстепенный уровень поддержки. Основное – это предоставление возможностей, форматов для налаживания коммуникации. Если у компании есть налаженный сбыт, возможность для расширения ассортимента и объемов, все остальное она решит сама, без грантов. А если сбыта нет, можно давать хоть сколько денег – они рано или поздно закончатся.

Поэтому, повторюсь, мы и создаем на КЭФ-2016 экспозицию для предприятий, чтобы предоставить им возможности для кооперации. Отбирая 12 компаний для пула, мы обследовали около 30. На следующий год, я думаю, таких компаний будет 50–60, а в пул войдут 25. Все зависит от того, насколько удачной окажется идея.

Хочу привести такой пример: есть компания, которая успешно продает свою продукцию «Норильскому никелю». Взаимодействие там организовано на уровне линейных технических специалистов Заполярного филиала. Но кроме этого, компания имеет и несколько перспективных инновационных разработок. Для их презентации необходим контакт на уровне головных руководителей: если они заинтересуются, разработчикам выделят миллионы. Процессы такого взаимодействия государство может ускорить в разы, и они будут иметь эффект и для бюджета, и для бизнеса, и для крупных компаний.

– А какова в крае в целом ситуация с инвестициями? После хорошего взлета во времена, когда достраивались Богучанская ГЭС и БоАЗ, они упали…

– Я покривил бы душой, если бы сказал, что с инвестициями все хорошо. Пусть даже на фоне среднероссийских показателей мы смотримся неплохо. По 2015 году итоговых статистических данных пока нет, но мы полагаем, что по сравнению с 2014-м снижения не произошло.

Кроме того, хотим мы этого или нет, но у нас одним из основных драйверов экономики является государство.

Его сигналы ловят все, от предприятий малого бизнеса до крупных иностранных компаний. Доля госсектора в экономике по-прежнему высока, и инвестпроекты, реализуемые государством, играют огромную роль.

Поэтому, честно говоря, когда некоторые из наших федеральных коллег сообщают, что нам надо выживать, сокращать расходы, останавливать инвестиции, – это плохой сигнал для всех. Поставьте себя на место человека, работающего в реальном секторе: если государство в лице самых высоких чиновников говорит, что уходит с рынка инвестиций, ему-то что делать тогда? Как в анекдоте про театр: включите свет, мне страшно одному. Конечно, страшно.

– РУСАЛ делает заявление о создании в крае алюминиевой долины. Что это за проект?

– Название родилось из идеи объединить производителей первичного алюминия и предприятия, которые занимаются производством изделий с высокой добавленной стоимостью. Изначально идея базировалась на платформе создания особой экономической зоны. Это хоть и выглядело красиво на бумаге, но было сопряжено с рядом технологических и организационных трудностей, несоизмеримых с промышленным и бюджетным эффектом. Поэтому мы выбрали иной вариант – формирование кластера на территории города, на базе действующих предприятий, который будет производить продукцию для транспортного машиностроения: вагоны, трамваи и прочее.

Название «долина» нам очень понравилось, оно уже было презентовано главе государства. Не хочу пока раскрывать все карты, но после совещания в феврале станут известны более точные сроки и участники проекта. Идея очень здравая и интересная.

– Будут ли на форуме презентованы крупные инфраструктурные проекты? Такие как модернизация аэропорта, например?

– Крупных инфраструктурных проектов, о которых можно заявить на весь мир, мы пока не ожидаем. Хотя в городе делается большая работа: сдан 4-й мост, будет строиться левобережная развязка. Из значимых хочу отметить реконструкцию дороги Епишино – п. Северо-Енисейский, которая запускается в этом году. Дорога носит в основном технологический характер: она позволит существенно увеличить объем добычи золота на предприятиях АО «Полюс».

Сегодня дорожное покрытие находится в ненормативном состоянии, есть участки, иногда непроходимые даже для вездеходов. А протяженность составляет без малого 300 км. Но мы нашли вместе с «Полюсом» некую модель: эта дорога станет полигоном для отработки новых технологий. Вместо асфальта и бетона при ее реконструкции будут использоваться полимерные материалы. Если все технические задачи удастся решить, Росавтодор обещает включить полимеры в ГОСТы,

и красноярский опыт будет тиражироваться на всю страну.

Аэропорт тоже очень важный проект – и с точки зрения комфорта для людей, и для увеличения пассажиропотока через Красноярск. В этом году количество пассажиров не дотянуло до 2 млн, показатели снизились и по всей стране. Но губернатор поставил задачу в обозримом будущем довести пассажиропоток в Емельяново до 3,5 млн человек.

Юрий Лапшин
Фото Олега Кузьмина

В принципе, вопрос не только в строительстве терминала, но и в переосмыслении самой концепции аэропорта. Этому посвящен конкурс на создание концепции развития всего аэропортового комплекса, который проводят наши партнеры по реализации этого проекта, «Базовый элемент» вместе с СФУ. В концепции будет предусмотрена увязка всех терминалов, грузовых мощностей, аэропортовых структур; это системная базовая задача. Итоги конкурса будут подведены на правительственной комиссии в феврале. И наиболее привлекательную концепцию, возможно, мы успеем представить на КЭФ.

– Она хорошо увязывается с Универсиадой.

– Да, тем более что Универсиада, которая продлится всего две недели, – это отличная возможность произвести впечатление. Помните фразу: «У вас никогда не будет второй возможности произвести первое впечатление»?

Люди, которые приедут к нам впервые, смогут увидеть хороший, современный, удобный, технологичный аэропорт. Рассчитываю, что мы успеем.

– На прошлогоднем КЭФ Красноярская железная дорога презентовала проект ветки от города до аэропорта.

– Пока этого нет в планах, но уже есть удачный опыт КрасЖД по запуску городской электрички. Сейчас активно обсуждается возможность создания в этом году мощного пересадочного автомобильно-железнодорожного узла.

Из инфраструктурных проектов назову еще реконструкцию аэропорта Алыкель. Это резонансная стройка еще и потому, что в первоначальном варианте предусматривалась остановка работы аэропорта на 65–70 дней. Но для Норильского промрайона, где проживает около 200 тысяч человек, это оказалось бы очень серьезной проблемой. Поэтому мы с руководством «Норильского никеля», Росавиацией искали технологически приемлемый вариант – и нашли. Модернизация Алыкеля растянется на три сезона вместо изначально запланированных двух, зато аэропорт не будет закрываться. Работы планируется начать в этом году, завершить – в 2018-м.

– Как на форуме будет презентована концепция развития Красноярского края до 2030 года?

– То, что уже было представлено губернатору, содержит общеотраслевые и базовые разделы, показатели занятости, демографические прогнозы. Думаю, документ будет доработан и презентован в виде доклада на красноярской части КЭФ во второй день форума.

– Когда говорят об итогах форума, обычно подсчитывают число заключенных соглашений. Сколько их ожидается в этом году?

– Около 25: в проработке находятся соглашения разного рода, которые касаются и подготовки к Универсиаде, и технологических вопросов, и культурных проектов. Но опыт показывает, что в последние недели перед форумом число соглашений уточняется в сторону увеличения. Будем понимать, каков их основной пакет, примерно к 14–15 февраля.

Интерес к форуму очень высокий. Есть даже ряд предприятий, которые хотят подписать на КЭФ соглашения не с правительством, а между собой, чтобы придать документам вес.

– А кто из первых лиц ожидается на КЭФе?

– У нас все лица первые. По традиции мы ждем большой десант из правительства РФ во главе с зампредом Аркадием Дворковичем, министров, руководителей агентств. На форум приедут руководители практически всех крупных компаний, работающих в крае. Ждем руководителей посольств ряда иностранных государств, губернаторов СФО и не только. Как и раньше, на форуме пройдет совет округа, который будет проводить полпред президента. Словом, представительство от субъектов ожидается достаточно серьезное. И в этом смысле мы тоже не чувствуем снижения интереса к КЭФу: напротив, все идет по нарастающей.

© ДЕЛА.ru

 

новости

Аэропорту заказали проект реконструкции советской «взлетки» В Красноярском крае объявили закупку для одного из самых важных транспортных объектов –  взлетно-посадочной полосы международного аэропорта…

Наталья Герасимова: «Лучшее, что взрослые могут сделать для детей, – это вкладываться в отношения с ними» Образование детей – в руках родителей, а при той скорости изменений, которые происходят сейчас, никакая школа мира не успеет дать все необходимое…

Александр Афанасьев: «Число private-клиентов Росбанка в Сибири выросло на 20%» В ситуации глобальных экономических перемен вопросы инвестиций и развития бизнеса становятся еще более многогранными. Действенную поддержку владельцам…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).