интервью /власть

Сергей Зяблов: «Я стараюсь занимать позицию здравомыслия»

Сергей Зяблов в Законодательном собрании Красноярского края работает уже пятый созыв, а это без малого двадцать лет депутатского стажа. Не менее известен Сергей Филиппович и как представитель исполнительной ветви власти. Семнадцать лет он руководил Управлением автомобильных дорог по Красноярскому краю: в дорожной отрасли в общей сложности отработал тридцать два года. 

О самых острых и насущных вопросах, современном подходе к строительству дорог и проблемах, что совсем не знакомы жителям Красноярска, но волнуют тех, кто живет в районах края, Сергей Зяблов рассказал ДЕЛА.ru. 

Сергей Зяблов
Сергей Зяблов, депутат Законодательного собрания Красноярского края

Сергей Филиппович, вы работали на стороне как исполнительной, так и законодательной власти. А что вам ближе?  

– В должности руководителя управления краевых дорог за сезон я проезжал 60–70 тысяч километров (к слову, это два экватора). Как-то раз на трассе увидел, что люди мокнут, мерзнут на старой автобусной остановке.  Вернулся в город, дал задание соответствующим службам – через месяц стоит новая остановка. Сейчас мне нужно два с половиной года, чтобы добиться того же результата. Включить в программу, сделать документацию, провести торги, заложить средства в бюджет или внести корректировки. Требуется колоссальное терпение. Исполнительная власть все-таки оперативнее реагирует. Но и там, и там я чувствую себя на своем месте.

– Вы были у руля управления краевыми дорогами столько лет. Каким образом принимали решения – где строить сегодня дорогу, а где еще подождать?

– В 1995 году, когда Валерий Михайлович Зубов назначил меня директором Дорожного фонда (в дальнейшем по моей инициативе организацию переименовали в Управление автомобильных дорог по краю), мы решили пойти программным путем. Государственные программы развития дорожной сети Красноярского края утверждали депутаты на сессии Законодательного собрания, и мы по ним работали. В управлении был создан коллектив единомышленников, в состав которого входили как опытные, так и молодые кадры. Мы урегулировали взаимодействие с территориями, повысили профессиональную конкурентную среду, создали четкий алгоритм работы с документацией.

В бытность руководителем КРУДОРа я всегда руководствовался тремя принципами – преемственность, системность, управляемость.

Преемственность означает, что нужно сохранить то, что было заложено предыдущими программами. Системность – следует четко идти от одной задачи к другой, чтобы прийти к требуемому показателю. Управляемость – нужно видеть все звенья цепи, чтобы в случае необходимости оказать влияние именно там, где надо. При соблюдении всех этих принципов достигается результат – повышение качества жизни населения.

- Что вы подразумеваете, говоря о повышении качества жизни?

- Наверное, не осталось района края, где не произошли бы позитивные изменения в системе транспортного сообщения. Мы наладили школьные маршруты, сформировали межрайонные связи. Раньше не было дороги между Краснотуранским и Новоселовским районами, Курагинским и Манским, Большемуртинским и Тасеевским, Козульским и Назаровским, Каратузским и Шушенским, Ермаковским. Мы проложили маршрут между Красноярском и Богучанским районом. 

Помните, как раньше ездили в аэропорт? Через Дрокино. В 1998 году мы увели дорогу из поселка. Кроме того, на одной из точек пересечения дороги в аэропорт с федеральной трассой сделали двухуровневую развязку – до этого там погибало каждый год больше десятка человек. Построили Дрокинскую, Емельяновскую развязку, дошли до Северного шоссе. Какие там каждодневные заторы возле кладбища были в обеденное время! Мы их убрали.

Сделали путепровод, развернули транспортный  поток и ушли на Гайдашовку, на мост «777». С него провели глубокий обход Березовки, вывели дорогу на Президентский мост и соединили ее с аэропортом и Зеледеевской трассой. Работа длилась одиннадцать лет. От точки к точке, попутно решая текущие проблемы, мы не отступали от цели – трассы, которая бы соединила юг края с северными и западными территориями в обход Красноярска. Это я называю стратегическим подходом к строительству дорог. 

– Понимаю, что дороги в Красноярске формально не в вашей компетенции. Но  вы краевой депутат, профессионал отрасли. И я не могу не спросить: почему в городе так плохо с дорогами? Пробки, ямы, бесконечный ремонт – одни и те же проблемы ежегодно. 

– Для понимания: управление дорог отвечает за дороги, которые доходят до границ муниципального образования. Раньше в поселках мы брали на обслуживание и ремонт транзитные улицы. В Красноярске все въезды до границы города мы привели в порядок, а вот выездные улицы сделать такими же комфортными город не успел. Это первая часть проблемы.

Вторая – отсутствует централизованная структура, которая бы занималась программным управлением и анализом транспортных потоков.

Третья – нет хордовых дорог, которые бы позволили оперативно проехать по Красноярску. Например, чтобы добраться из Академгородка в Зеленую Рощу, вы должны собрать все светофоры, проехать через центр города.

Можно было расширить солонцовский спуск, чтобы по комфортной дороге доехать до Солнечного, но системная работа в этом направлении не ведется. Выходом из многих проблем города могло бы стать метро, но его не строят – нет финансирования. 

– Когда вы видите ошибки в транспортном сообщении города, вы пытаетесь донести свою точку зрения? 

– Стараюсь. В этом году Красноярску выделены большие деньги на ремонт, строительство дорог. Возможно, власти оказались не готовы к столь масштабным работам. Вижу плюс в том, что в Красноярске создали структуру, которая занимается ремонтом и содержанием дорог.

Однако просто асфальт и бордюры поменять – это одно, а управлять транспортными потоками – совсем другое. Здесь есть пробелы в стратегии.

– Часто говорят, что в случае ненадлежащего ремонта подрядчик все переделает по гарантийным обязательствам.

– Байки. Надо повысить требования, усилить контроль со стороны заказчика к документации, к материалам, технологии, технике, приемке работ. Контроль должен быть жестким и компетентным.

– Этим летом из-за ремонта Коммунального моста город встал, новый четвертый мост не спас ситуацию. Почему с него только один съезд? Это же чрезвычайно неудобно. 

– Строительство моста и задумывалось в несколько этапов, но был нарушен временной режим. За те четыре года, пока строили мост, нужно было подготовить документацию по второй очереди, осуществить задел по строительной площадке, урегулировать вопросы земли, сноса домов.

Негативную роль сыграла смена заказчика – передали краю, а надо было оставить городу.  К тому же, на мой взгляд, не сработали на перспективу: был вариант пустить съезд с моста эстакадой, но пошли наземным путем. Мы были за эстакаду. Кто прав – жизнь покажет. 

– В августе из-за ночного дождя власти города были вынуждены объявить режим ЧС. В связи с этим заговорили о ливневой канализации в Красно­ярске. Называлась цифра в 20 миллионов рублей: мол, только в одном районе города столько стоит обследование ливневки.

– Может быть, имелся в виду проект? Не думаю, что обследование стоит так дорого, очаги проблем всем давно известны. Вода – главный враг дорожников и коммунальщиков, но через введение режима ЧС город ничего не решит. Надо уводить воду с улиц города через локальные водосборники и не забывать о ливневой канализации в новых районах Красноярска.

Сергей Филиппович, в вашем избирательном округе Шушенский, Каратузский, Курагинский, Ермаковский и Идринский районы края. Последний из них – моя малая родина.  Что изменилось в районе с тех пор, как вас избрали депутатом? 

Когда Идринский район присоединили к моему избирательному округу, я уже знал о его транспортных проблемах. Внутри него было очень слабое дорожное сообщение. Мы построили мосты в направлении деревень Романовки, Мензота, Отрока. Сейчас транспортная доступность обеспечена круглый год.

Второй момент – мы установили межрайонные связи. Раньше в Идринский район можно было попасть только со стороны Минусинска, а мы построили дорогу через Новоселовский район.

– Искреннее спасибо за эту дорогу. Отличная! Несколько раз в год по ней езжу.

– Сегодня это ключевая дорога. Она раскрыла потенциал юга Красноярского края в качестве рекреационной зоны.  Но главное то, что такие деревни, как Анаш, Беллык, Черная Кома, не отрезаны от мира во время распутицы на Красноярском водохранилище. В 1998 году в одном из этих сел в родах погибла женщина. Ребенка спасли, а мать нет. На меня этот случай произвел мощнейшее впечатление – мы живем в XXI веке, а у нас люди без медпомощи умирают. За два года мы дорогу построили. Никто не ожидал, что мы справимся.

Дорога

– Какие сегодня стоят задачи перед властью в Идринском районе? 

– Например, решить вопрос с судмедэкспертизой. Сегодня члены семьи ищут машину, чтобы отвезти покойного в морг Минусинска. Через месяц модульное здание судмедэкспертизы достроят, и вопрос будет снят. 

– А есть проблемы, типичные для других районов края? 

– Много старых зданий школ, больниц, поликлиник, домов культуры. В 2018 году приступим к проектированию поликлиники в Идринском. К сожалению, быстро построить новое здание не получится. В селе Кордово Курагинского района я добивался строительства школы больше десяти лет. Сейчас там не школа – дворец!

– В Заксобрании вы возглавляете комитет по делам села и агропро­мышленной политике, сейчас  пришли с заседания рабочей группы минсельхоза. Расскажите, что обсуждали. 

Рассматривали заявки муниципалитетов на подключение к электричеству садовых обществ. По одной заявке было от Зеленогорска и от Емельяновского района.  Мы приняли положительное решение по передаче заброшенных линий, подстанций на баланс муниципалитетов, и теперь около сорока садовых обществ получат электричество.

Вообще, на садоводческие общества в бюджете предусмотрено порядка 70 миллионов, 30 пойдет на ремонт магистральных улиц и 40 миллионов останется на решение проблем со светом и водой. 

– В одном из интервью вы сказали, что нужно менять подход к государственной поддержке сельхозпредприятий. Поясните, что вы имели в виду? 

– Закон о господдержке принимался 10 лет назад. За это время изменились цели и задачи. Средств выделялось и выделяется много, но они должны эффективнее расходоваться. Например, в крае нарастили мощности по производству зерна – мы первые в СФО уже 12 лет.

Молодцы, бесспорно, но зерно – это сырье,  нам пора заниматься глубокой переработкой.

–  В этом году очень тяжело идет уборка зерновых культур из-за плохой погоды…

Давно такой проблемы не было. Но люди, занятые в сельском хозяйстве, – великие труженики, и они делают все, чтобы в буквальном смысле слова спасти урожай.

Вас можно назвать старожилом ЗС. В чем отличие работы депутата 20 лет назад и сейчас? 

– Политический маятник смещается от ярых демократов к технократам. Я все-таки отношу себя к центристским силам – стараюсь занимать позицию здравомыслия. Особенность последних лет – обсуждение вопросов для голосования на фракции, а не на сессии. Вы, общественность, теперь наши споры не видите. Считаю, что раньше было интереснее. 

– Нынешний созыв последний или нет в вашей карьере? 

–  Загадывать до 2021 года не буду, надо еще этот созыв достойно отработать.

Не километры, не мосты, не базы, главное – это люди.

Всегда надо помнить, что за каждым принимаемым решением стоит человек. Когда не даешь себе это забыть, допускаешь меньше ошибок. Как только растворил в себе видение человека и ставишь визы, руководствуясь иными соображениями, – все. К счастью, со мной такого не случилось. 

Любовь КАТЕРЕНЮК
ДЕЛА.ru

© ДЕЛА.ru

 

ещё материалы на Dela.ru

Владимир Кубарев: В России идет цифровая революция

Владимир КубаревВ телекоммуникациях изменения происходят по нараста­ющей. Еще совсем недавно облачные сервисы казались заоблачной …

Андрей Чернов: Чтобы оставаться лидером, нужно постоянно развиваться

Андрей Чернов«Красноярскнефтепродукт» стоит на пороге больших перемен, и часть из них жители края смогут оценить уже в этом...



новости

Золотодобыча снова в плюсе

Золотодобыча снова в плюсеПоказатели добычи золота в Красноярском крае растут вот уже несколько лет и …

Антон Нарчуганов: Бизнес-инкубатор должен стать центром развития инноваций

Антон НарчугановКрасноярские предприниматели могут успешно работать на «рынках будущего» при поддержке …

Александр Шлегель: Все объекты СГК готовы к отопительному сезону

Александр ШлегельУ энергетиков, как и у преподавателей, новый год наступает в сентябре. В преддверии очередного отопительного сезона …

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»