интервью /власть

Павел Семизоров: «Сохранение национальных традиций должно быть политическим приоритетом»

Сохранение самобытной культуры и улучшение условий жизни народов Красноярского Севера должны быть предметом постоянной заботы правительства края, считает депутат Законодательного собрания Павел Семизоров. ДЕЛА.ru поговорили с ним о том, как сегодня решаются проблемы малых народов и есть ли перспективы более внимательного отношения к северным этносам.

Павел Семизоров
Павел Семизоров, депутат Законодательного собрания Красноярского края от ЛДПР Фото В. Корецкого

– Павел Викторович, почему именно сейчас вы решили обратиться к национальной проблематике и как в целом обстоит ситуация в этой сфере на территории края?

– Хочу отметить, что три региона, Эвенкийский, Таймырский национальные округа и Красноярский край, объединились ровно 10 лет назад. В совет­ское время присутствие коренных народов придавало этим территориям особый статус, в исполнительных органах власти обязательно находились представители коренного населения. Правительство тогда заботилось о том, чтобы качество образования национальных кадров повышалось, им помогали продвигаться по карьерной лестнице. И в этих условиях происходило не только сохранение, но и продвижение, развитие национальной культуры.

Ни для кого не секрет, что сильны только те народы, которые хорошо знают свою историю и свой язык.

Однако сейчас ситуация с сохранением национальных традиций на Севере не слишком благоприятна.

А ведь это огромный пласт, допустить исчезновение которого мы не имеем права.

Сейчас очень много говорится о национальной идентичности, существуют новые подходы к изучению истории коренных народов Севера. Археологические экспонаты свидетельствуют, что уже сотни лет назад у тех, кто жил в этих местах, сложился определенный бытовой уклад, жизнь по собственным канонам. Изначально прослеживается тесная связь с природой, традиции уважения к ней и старшим членам общества. У северян, несмотря на суровые условия, были свои долгожители…

Для европейцев культура этих народов всегда оставалась загадкой. Сегодня во многих регионах ее сохранение является приоритетом, но в ряде стран она оказалась полностью утраченной.

Вообще говоря, современная культура населения Севера, на мой взгляд, имеет три основы: языки, национально-прикладное искусство и нацио­нальные виды спорта. Все это тесно связано с укладом жизни людей, их бытом, рыбалкой и охотой, оленеводством. На Таймыре, скажем, больше охотились, в Эвенкии – выращивали оленей.

– О каких видах спорта идет речь?

– Именно о национальных, родившихся из народных состязаний. В экстремальной природной обстановке навыки борьбы, умение обращаться с оружием были обязательными условиями выживания. Из игровых поединков по перетягиванию палки, гонок на оленях еще в советские годы возник уникальный вид спорта – северное многоборье. Он объединил практически все народы Севера и Дальнего Востока, каждый из которых привнес в него свои традиции.

Северное многоборье

Многоборье сегодня включает пять дисциплин. При этом представители коренного населения имеют большие физические возможности для достижения хороших результатов, поскольку ведут традиционный образ жизни, выносливы, не сидят перед телевизором. Хотя в соревнованиях участвуют и русские ребята.

– Существует ли при этом проблема, характерная для любого удаленного региона – молодежь уезжает учиться и не возвращается в родные места?

– Еще какая! Урбанизация «вытягивает» ребят из родных поселков. И этому значительно способствует современное потребительское отношение к Северу. Мол, присоединили территории, а дальше бог с ними, как-нибудь сами выкарабкаются. Ушли и прежние приоритеты, и бюджеты. Если раньше, допустим, Эвенкия и Таймыр были заинтересованы в том, чтобы развивать у себя институты, которые помогали поддерживать националь­ную культуру, исследовать ее, и имели на это средства,

то сегодня они стали муниципальными районами и остались без финансирования на эти цели.

Не выработано в крае и особого подхода к северным народам, которые отличаются своим менталитетом. Тесно общаясь с природой, человек Севера разделяет иные ценности, знает, чем нужно заниматься, к чему стремиться, как воспитывать детей. Но перемещаясь в другую социальную среду, представители коренного населения сталкиваются с другими ценностями, вынуждены принимать их, и тогда человека крайне тяжело вернуть обратно. В итоге национальности угасают.

К примеру, дети эвенков-кочевников учатся в интернатах по стандартным школьным программам и утрачивают родной язык. Но на самом деле нужен индивидуальный подход, нужны другие условия, чтобы после обучения они возвращались на свою малую родину.

Эвенкия

Хорошим примером для края может служить Якутия. Сохранив автономию, там серьезно занялись аутентичной культурой. Большая часть представи­телей во власти – якуты, в республике говорят на родном языке. В Якутии работают научно-исследовательские институты, изучается культура народов Севера. Можно сказать, что якуты – сплоченный народ, который сберег свой менталитет.

Таймыр и Эвенкия заметно проигрывают Якутии в сохранении самобытности.

Происходит тотальная урбанизация, меняется традиционное меню, которое раньше обусловливало физиологию северного населения. Люди всегда ели свежее мясо, рыбу, коренья, легко адаптировались к экстремальным температурам. В других условиях такие навыки теряются. А между тем надо исследовать уникальность этих групп для сохранения в других поколениях. Эвенки, долганы знают свой род до восьмого-девятого колена, традиции, обычаи, и этим они сильны.

Сейчас никто на севере края не занимается ни развитием национальных языков, ни записями фольклора народов, ни описанием их быта. Образование национальных кадров на Таймыре – на уровне колледжа. Нет и системы сохранения и изучения национальных языков. Много говорится о составлении учебников, но этого до сих пор не сделано. Все понимают, что нужно воспитывать новых носителей языка, однако дети обучаются в интернатах на русском. Все, что имеется на Таймыре, – это вкладка в местную газету на национальном языке и один радиоканал, ведущий трансляцию для тех стойбищ, что находятся в тундре.

Помимо образования, в северных школах, институтах требуется воспитание патриотизма, гордости за свой народ. Ученики должны хотеть вернуться домой, понимать, что смогут и там реализовать себя. Требуется внушать им, что они нужны своей малой родине, а для этого снимать хорошие фильмы, организовывать соревнования по национальным видам спорта, пропагандировать языки.

– Здесь мало одного желания: требуются финансовые вложения…

– Конечно. Чтобы сделать родные места привлекательными для выпуск­ников техникумов и вузов, нужны и финансовые средства: хорошие зарплаты молодым специалистам, помощь с жильем, подъемные. Перспектива вернуться в свой старый чум не может стать стимулом к развитию. Нужны программы по строительству домов с национальным колоритом, создание особой культурной среды. Тогда эти регионы станут и местом притяжения туристов, которые всегда интересуются в первую очередь идентичностью. В Финляндии туризм приносит до 80% дохода в бюджет, а у нас – не больше 6%.

Кстати, примером могут служить и другие страны, где северные народы проживают в достатке, имея необходимую технику, по нескольку снегоходов на семью. Конечно, исходные условия здесь  и там очень разные. Там земля находится в собственности коренных народов десяти­летиями, сохраняется в первозданном виде. А у нас сплошь и рядом по тундре тянут нефтяные трубы, в лучшем случае, за ничтожные компенсации.

ТаймырВласти должны хорошо понимать, что северные народы – это изюминка, бриллиант страны.

– Павел Викторович, почему лично вы обратились к этой теме?

– Я родился в Норильске, прожил на Севере сорок лет, мне очень близки эти края и  их традиции. Кроме того, родственники, бабушка и дедушка моей жены, сразу после войны уехали учительствовать в Эвенкию, жили там не один десяток лет, поднимали образование. Их именами названы местные улицы. И это в том числе вдохновляет заниматься проблемами северных территорий.

– Что можно сделать на законодательном уровне?

– Необходимо заниматься вопросом целенаправленно, подтягивать науку.  Например, требуется создать научный институт с солидной материальной базой, который занимался бы изучением северной культуры, аккумули­ровал разрозненные сейчас исследования под одной крышей. Возможно и создание на его базе кафедры северного многоборья: сейчас ее нет нигде в России. Красноярск для этого имеет удачное географическое располо­жение, сюда могут съезжаться представители народов из разных регионов страны.

Уже существует проект, созданный межправительственной рабочей группой по вопросам поддержки коренных народов Севера.

Сейчас он находится у и.о. зампредседателя правительства края, координирующего деятельность Агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Юрия Захаринского. Врио губернатора Александр Усс в курсе проблемы.

Думаю, что в ближайшее время правительство все-таки пересмотрит приоритеты в этой части. Население национальных округов разочаровано, не случайно время от времени появляются сообщения о том, что Эвенкия и Таймыр вновь хотят отсоединиться от края. Действительно, если ничего не делать, такие настроения будут усиливаться. Нужно вплотную заняться развитием культуры, языка,  экономики северных территорий. Сохранение традиций малых народов Севера, проживающих в крае, должно стать политическим приоритетом.

ДЕЛА.ru
Фото krskstate.ru

© ДЕЛА.ru

 

ещё материалы на Dela.ru

Вадим Янин: «Красноярское здравоохранение в России на хорошем счету»

Вадим ЯнинКто может получить высокотехнологичную медицинскую помощь, когда главные больницы города будут …

Андрей Шишковский: «Мы за долгую и серьезную связь»

Андрей Шишковский«МегаФон» намерен развивать 5G, и уже на красноярской Универсиаде …



новости

Красноярский край завершает год на подъеме

Красноярский край завершает год на подъемеПо множеству параметров регион достиг показателей выше среднероссийского уровня и …

Андрей Недре: «Красноярск не является гиблым местом на карте России»

Андрей НедреЧто является главным источником загрязнений красноярского воздуха, стоит ли доверять …

Никита Медянцев: «Проблему нужно решать, а не оставлять на усмотрение следующего поколения»

Никита МедянцевРуководитель центра общест­венных и международных связей национального оператора по работе с радиоактив­ными отходами рассказал …

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»