интервью /общество

Андрей Недре: «Красноярск не является гиблым местом на карте России»

Экологическая тема всегда была одной из самых больных в Красноярске, а в последние годы, похоже, дышать в городе становится все труднее.
Что является главным источником загрязнений красноярского воздуха, стоит ли доверять общественному мониторингу и какие меры нужны, чтобы изменить ситуацию, ДЕЛА.ru поговорили с Андреем Недре, заслуженным экологом Российской Федерации, заместителем директора по науке Федерального государственного автономного учреждения «Научно-исследовательский институт «Центр экологической промышленной политики»» Минпромторга России.

Андрей Недре

– Андрей Юрьевич, как вы считаете, состояние окружающей среды в Красноярске действительно настолько критично, как нас пытаются убедить? Существуют ли мониторинги, которым на самом деле можно доверять, и кто оказывает определяющее влияние на экологическую обстановку в городе?

– Красноярск – это промышленный центр с большим количеством населения, а значит, развитым автотранспортом. Поэтому значительный объем выбросов в атмосферу неизбежен, и это создает напряженную экологическую ситуацию. Да, столица края относится к числу городов с высоким загрязнением воздуха, но я бы не сказал, что это гиблое место на карте России.

Негативное воздействие промышленных выбросов, выхлопов автотранспорта, других источников загрязнения на население есть, но оно не является критичным.

Надо с этой проблемой бороться, однако бежать из города или, подобно некоторым общественным силам, характеризовать ситуацию как катастрофическую, неверно.

– Копья в основном ломаются вокруг того, кто же все-таки больше загрязняет атмосферу. Разные исследования дают различные соотношения. Одни говорят, что 80% выбросов поставляют автомобили, другие считают, что достаточно «побороть» крупные промышленные группы, разместившие в Красноярске свои предприятия. Третьи ссылаются на неучтенные источники, например, малые котельные. У этих сторон паритет или кто-то виноват в экологических проблемах больше?

– Наше извечное занятие – поиски виноватого. Готфрид Лейбниц, немецкий философ, физик и математик, как-то сказал фразу, которая висит у меня в кабинете: «Не надо спорить, давайте посчитаем». Сегодня в Красноярске введена эффективная и прогрессивная система оценки вкладов различных источников в общее городское загрязнение – «Сводные расчеты рассеивания выбросов в атмосферу». Это электронная модель, представляющая собой электронную карту, на которую нанесены стационарные источники – около 85%, источники выбросов автотранспорта в виде дорог, а с этого года еще и источники частного отопления, так называемые низкие.

И эта система в численном и процентном выражении по методикам, утвержденным государством, дает возможность подсчитать вклад каждого из загрязнителей воздуха. С помощью системы можно также смодели­ровать ситуацию – что изменится, если построить в городе новое предприятие или закрыть какое-либо из существующих.

При моделировании получаются очень интересные результаты. Так, «выключив» КрАЗ, мы увидели снижение уровня загрязнения, однако в норму показатели атмосферы не пришли. При «отключении» других источников, транспорта, объектов энергетики картина оказалась примерно такой же. Можно сделать вывод, что

определяющее влияние на воздух города оказывает не один, а все четыре источника загрязнения сразу: крупные промышленные предприятия, энергетические объекты, транспорт и низкие объекты.

Приведу конкретный пример. С помощью модели был определен вклад различных загрязнителей в конкретной точке Красноярска, на которую поступало много жалоб горожан. И оказалось, что 80% загрязнения там определяет небольшое предприятие, расположенное по соседству с домами. О чем это говорит? О том, что даже если полностью закрыть в городе все большие заводы и станции и остановить автотранспорт, для этих красноярцев воздух так и останется грязным.

Чтобы полностью решить экологическую проблему города, надо выстроить целый комплекс мер. Но претензии к основным загрязнителям следует предъявлять в пределах возможного. Одно из направлений нашей деятельности — определение уровня затрат: сколько, например, стоит снизить на 1 тонну выбросы в атмосферу. И уже исходя из экономических возможностей города и реального расклада сил между отраслями можно выбирать оптимальный сценарий. На Западе это называется муници­пальной политикой в области охраны окружающей среды. Такова задача, которую придется решать властям Красноярска.

– У нас в городе различные экологические организации, которые даже немного конфликтуют между собой, продвигают каждая свою систему: кто-то устанавливает датчики на балконах, кто-то делает замеры онлайн… Насколько их результаты правомерны?

– Официальным, конечно, является экологический мониторинг Росгидромета, и эта организация проводит в Красноярске очень большую и ценную работу. При этом мониторинг общественников, по моему глубокому убеждению, тоже должен существовать. Его предназначение – служить раздражителем. Если общественность говорит, что у нее есть сомнения и опасения, если население жалуется на загрязненный воздух, этим надо заниматься. Однако данные общественного мониторинга в этой ситуации не могут выступать критерием истины: нужны масштабные дорогостоящие исследования, которые проведет независимая и уполномоченная на это организация.

Конкретно в Красноярске часть общественников действительно привлекают к работе организации, имеющие аттестованные лаборатории. Но другое дело, как эти результаты трактуются.

По одной точке нельзя судить о городе в целом.

Резюмирую: активисты должны выявлять проблему. Следует также больше задействовать население – люди должны сообщать в надзорные органы, если замечают экологические нарушения, такие как черный дым из выхлопных труб автобусов. В Татарстане, например, есть институт общественных инспекторов для охраны окружающей среды. Можно подумать и в этом направлении. Но, конечно, решать обнаруженные населением и общественниками проблемы обязаны госструктуры, которые получают за это деньги.

– Основываясь на вашем опыте наблюдений по России, как вы считаете, существует ли для Красноярска некая экологическая панацея? Либо исторически сложившаяся роль промышленного центра всегда будет довлеть над планами улучшить обстановку?

– Не случайно я привел пример с замерами в одной конкретной точке. Город может реально улучшить состояние атмосферы, взаимодействуя не только с промышленными гигантами. Нужно работать с частным сектором, оптимизировать схемы движения, строить развязки, следить за автотранспортом, заменяя автомобили на более новые. Благодаря более современным машинам автомобильные выбросы в России сократились на 10% несмотря на рост автопарка. А промышленные компании, после 2019 года начнут переходить на наилучшие доступные технологии, так что прогресс будет.

– Андрей Юрьевич, часто возникает тема газификации края. Это очень дорогой проект, но, предположим, решение будет принято. Насколько в случае газификации, в том числе при переводе на газовое топливо трех красноярских ТЭЦ, изменится экологическая ситуация в регионе?

– Вновь процитирую Лейбница: давайте посчитаем.

Требуются расчеты, которые покажут разницу в выбросах при переходе на газовое отопление. Пока достоверные цифры назвать невозможно.

Конкретные расчеты по газификации ТЭЦ мы планируем провести до следующего лета

© ДЕЛА.ru

 

ещё материалы на Dela.ru

Дмитрий Горожанинов: «Tele2 сосредоточилась на новом»

Дмитрий ГорожаниновО тарифном конструкторе, персонализации услуг и стремлении поддерживать стиль жизни клиентов – рассказывает директор красноярского филиала …

Ринат Ахметчин: «Реновация Норильска будет поэтапной»

Ринат АхметчинВажнейшая проблема Норильска – обновление жилищного фонда, и ее решение …



новости

В Красноярске прошел митинг против пенсионной реформы (ФОТО)

В Красноярске прошел митинг против пенсионной реформы (ФОТО)«Сдохнем дружно на работе», значилось на плакатах тех, кто пришел на митинг против повышения пенсионного возраста и …

Сергей Бородулин: Замена трубы ТЭЦ-1 стала интересной инженерной задачей

Сергей БородулинОдним из самых крупных экологических проектов года станет строительство новой дымовой трубы на старейшей …

Александр Усс: «Я ощущаю себя частью большой красноярской команды»

Александр УссВрио губернатора Красноярского края рассказал о своем пути в политику, отношениях с …

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»