Столичные эксперты оценивают экологическую ситуацию в Красноярске как близкую к критичной. При этом, по их мнению, в Норильске состояние природной среды резко улучшилось.
Итоги мониторинга состояния воздуха в крупных городах края изложил на Красноярском экономическом форуме директор природоохранных программ общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов (Москва).
В Норильске дышать стало легче, в Красноярске – нет
Эксперимент «Чем дышит Красноярский край» – исследование проб воздуха –
организация провела в Красноярске, Норильске, Ачинске и Канске второй год подряд.
Для анализа в городах края отбирали снег, в котором за зиму накопились все загрязнения. Замеры делались в тех же местах, что и в прошлом году, на том же удалении от факельных выбросов. В результате эксперты сделали несколько выводов.
«Экологическая ситуация в крае неоднородна. С одной стороны, на его территории расположены крупнейшие в России заповедники: Таймырский, Путоранский, Саяно-Шушенский, а также Столбы. С другой – большинство населения края, до 80%, проживает в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферы. Словом, здесь большие территории нетронутой природы, но людям тяжело», – отметил Роман Пукалов.
Однако есть в этом году и хорошие новости – так, по словам эколога,
экологическая ситуация в Норильске заметно изменилась в лучшую сторону:
«Пробы снега в начале апреля показали, что в городской черте Норильска практически исчез никель: его уровень снизился до уровня природного фона. Для нас это было неожиданностью. Ранее, оценивая последствия закрытия Никелевого завода в черте города, мы предполагали снижение загрязнения в объеме примерно 30%. Однако в реальности вышло, что уровень упал на 50%. В общем, норильчане вздохнули свободнее. Конечно, воздух города нельзя назвать чистым, но налицо ощутимые улучшения».
В Красноярске состояние воздуха осталось по-прежнему плохим.
«В Красноярске ситуация не такая благоприятная. В целом она сохранилась на уровне прошлого года, однако ухудшилась в отдельных районах – по взвешенным веществам, саже, тяжелым металлам. Например, в Покровке год назад щелочность снега была достаточно нейтральной, но в этом году достигла высокого показателя, около 9,5. Это локальные высококонцентрированные загрязнения, причина которых – работа котлов в частном секторе и на малых предприятиях», – отметил Пукалов.
Возможно, одной из причин повышения щелочности окружающей среды стала массовая застройка горы многоэтажными домами, которые перегородили воздушные потоки. По словам эксперта, к примеру, в Санкт-Петербурге самыми загрязненными являются дворы-колодцы, в которых автовладельцы прогревают свои автомобили. Свою лепту автотранспорт вносит и в Покровке.
«Чем опасны низкие источники загрязнения, такие как котельные и автомобили? Тем, что для Красноярска очень характерны температурные инверсии, когда холодный воздух сползает с сопок вниз. Сверху он накрывается «теплой крышкой» испарений, которая не дает загрязнениям рассеиваться, – в результате режим НМУ длится в городе неделями», – говорит эколог, напоминая, что в январе прошлого года неблагоприятные метеоусловия «простояли» в Красноярске 25 дней подряд.
Но летние антициклоны, по словам Пукалова, опасны не менее зимних:
«Хотя летом воздух города и не загрязняют теплоисточники, усиливается влияние автотранспорта. Качество бензина в Красноярске отвратительное, катализаторы автомобилей утратили свою способность очищать выхлопные газы. И если сажа, к примеру, имеет 3–4 класс опасности, то содержащиеся в парах бензина формальдегид – 2-й, а бензапирен – 1-й. И все это находится на уровне органов дыхания человека».
Загрязнение воздуха котельными и автотранспортом в краевой столице
особенно опасны из-за географических особенностей
«Зеленый патруль» отметил, что самой грязной точкой по автомобильным загрязнениям в Красноярске является остановка «Агропром» в центре города. «Как можно лечить детей в детской больнице, которая расположена напротив?» – удивляется эксперт.
По его словам, нужно жестко контролировать качество бензина, продавать и использовать топливо класса не ниже евро-5,
контролировать выход муниципального общественного транспорта на маршрут – ранее в прокуратуре рассказывали, что в связи с высоким содержанием диоксида серы в выхлопных газах с линии приходилось снимать до 30% автобусов.
«В общем, за год экологическая картина, с одной стороны, улучшилась – в Норильске. С другой, в Красноярске она остается близка к критичной. Я бы не назвал это экологической катастрофой, как предлагают некоторые экологи. Но ситуация достаточно серьезная», – заключил Роман Пукалов.