В первом квартале 2014 года в крае было продано 7 тысяч новых легковушек, что на 7,7 % меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тогда было продано 7,6 тысяч машин. У некоторых дилеров продажи продолжают падать. Другие, однако, ощущают прирост спроса.
«Если брать первые два месяца и первый квартал в целом, то план мы не выполнили. Но вот последние два месяца мы наблюдаем положительную тенденцию. Это касается и трафика клиентов, и телефонных звонков, и, конечно, продаж», — говорит генеральный директор КИА Центра Красноярск Алексей Сугак.
В прошлом году спрос на автомобили снижался, но в этом, по словам дилеров, выровнялся
Но в целом динамика продаж остается стабильной. Ситуацию ДЕЛА.ru прокомментировал Евгений Меркушев, управляющий директор ГК «Медведь Холдинг»:
«Большую часть прошлого года спрос на новые автомобили снижался. Много машин скопилось на складах. Но в начале этого года благодаря тому, что мы продавали автомобили по ценам 2013 года, и специальным акциям, стимулирующим клиентов, нам удалось распродать большую часть прошлогодних автомобилей. И теперь мы вышли на некий стабильный уровень продаж»
Общероссийская статистика куда более радостна для продавцов легкового транспорта.
По данным аналитического агентства «Автостат», в первом квартале 2014 г. в нашей стране рынок новых легковых автомобилей достиг 549,3 тыс. шт., что на 0,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года (546,1 тыс. шт.). Лидирующие позиции традиционно заняли Москва и Московская область, где за первые три месяца 2014 г. в сумме было реализовано 132,9 тыс. новых автомобилей.
Доля столицы c пригородами в общем объеме рынка составила в первом квартале почти четвертую часть рынка — 24,2%. А вместе с Питером, который на третьем месте рейтинга, и Ленинградской областью, рынок двух «столиц» с пригородами занял 31,1%. В пятерку также вошли Республика Татарстан (25,1 тыс. проданных авто) и Краснодарский край. За три первых месяца года южане приобрели 19,8 тыс. автомобилей.
Регионы, составляющие первую десятку, в сумме заняли более половины объема рынка — 53,5%.
Любопытно, что «плюсовая» динамика отмечается в каждом втором регионе Российской Федерации, соответственно другая половина регионов сместилась в минус.
Красноярский край — 19-й в России по продажам новых авто
Наибольший процент прироста объема к аналогичному периоду прошлого года продемонстрировала Смоленская область (23,2%). Значительный прирост, более 10%, показали также Нижегородская область (+15,8%), Тульская и Кировская области (+14,7%), Ивановская (+13,2%), Чувашская Республика (+12,3%), Ярославская область (+12,2%).
Наибольшее падение объемов рынка (по сравнению с АППГ) — в Ленинградской области.
В число лидеров со знаком «минус» также попали Кемеровская область (-20,3%), Республика Дагестан (-18,2%), Ставропольский край (-13,5%), Тюменская (-12%) и Новосибирская области (-10,2%).
Красноярский край со своим показателем (-7,7 %) — в середине самых «просевших» по продажам субъектов федерации. И сейчас наш регион находится на 19-ом месте в рейтинге продаж новых автомобилей.
«Если говорить о причинах значительного уменьшения или увеличения динамики рынка в отдельных регионах, то придется детально рассматривать многие параметры рынка. Например, в Краснодарском и Ставропольском краях было зафиксировано значительное падение рынка в январе, а к марту объемы восстановились.
Что касается тенденций по брендам, то в целом они повторяют общероссийские — премиальные бренды показывают рост, японские марки продаются хорошо. Для марки LADA характерно снижение продаж», — комментирует Сергей Удалов, исполнительный директор АА «АВТОСТАТ».
Красноярский рынок легковых автомобилей перенасыщен, на нем работают десятки дилеров, представлено большое число марок, конкуренция высочайшая. Кроме того, в ситуации расширенного выбора люди более тщательно выбирают машину.
Одна из причин ухудшения статистики связана c резкой положительной динамикой продаж, которую рынок демонстрировал в предыдущие годы.
По мнению Алексея Сугака, спрос на новые легковые машины в 2012 г. был «безумно высоким».
«Многие автомобили, выпущенные и заказанные в середине 2012 года, были проданы только в январе и феврале 2013. За счет этих переходных машин и получился такой высокий показатель продаж, не характерный для начала года. В 2014 году получились нормальные, честные цифры», — считает гендиректор КИА Центра Красноярск.
В нынешних дефицитных условиях большинство автомобильных грандов выводят на рынок бюджетные модели, которые становятся локомотивами продаж. Они стоят на 20—30 процентов дороже продукции ВАЗа, и их приобретение может позволить себе любой человек. У Renault это модели Logan и Duster, Chevrolet в прошлом году запустил Cobalt, а Nissan — модель Almera. В этом году Skoda представила в России свою самую доступную модель Rapid, и так далее.
Казалось бы, в условиях тотальной экономии и предкризисных ожиданий должны снижаться продажи дорогих автомобилей. Но нет.
«Дело в том, что в нынешних условиях на автомобили премиум-класса делаются выгодные ценовые предложения, и на них пересаживаются люди, которые до этого ездили на машинах средней ценовой категории. В нашем холдинге таких примеров много», — говорит Евгений Меркушев.
Естественно, на общем фоне растет спрос на недорогие китайские автомобили, причем в разных классах. За последние пять лет доверие к китайским автобрендам в Красноярске значительно выросло.
Очередное повышение цен на иномарки ожидается с началом лета
Не стоит думать, что красноярцы обходят вниманием и новые экзотические марки.
«Полноформатный автосалон испанского бренда SEAT мы открыли прошлой осенью, — говорит его руководитель Алексей Сугак. — Машины утонченные, непростые, новые для нас, поэтому приятно, что в Сибири на них есть спрос, который понемногу растет. В апреле этого года мы продали 10 автомобилей».
Ситуацию с ценами комментирует управляющий директор ГК «Медведь Холдинг»:
«Самые низкие цены на автомобили мы наблюдали в конце прошлого, начале этого года. Сейчас уже импортеры установили новые цены. Кроме того, многие импортеры внесли поправки в договоры и могут менять цену на машины в одностороннем порядке. Так что тем, кто желает купить себе автомобиль, стоит сделать это сейчас».
Следующее повышение цен на автомобили ожидается уже 1 июня. Ну и наверняка рубль продолжит падать относительно евро и доллара, что тоже приведет к росту цен на импортную продукцию.