Мэрия Красноярска до конца года намерена ввести плату за парковку автомобилей в центре города. На трех ключевых магистралях исторической части, выполняющих в данный момент основные транзитные функции, стоянку транспорта запретят полностью. Водителям предложат оставлять свои машины на поперечных улицах, но уже за деньги.
Оставлять автомобили на Ленина, Мира и Маркса запретят полностью
Напомним, что инициатором идеи появления платных парковок в центральной части Красноярска является мэр Эдхам Акбулатов. О своих намерениях он заявил впервые в июне 2013 г. Градоначальник тогда говорил, что платные уличные стоянки автомобилей нужны именно в центре, причем в рабочее время — с 9 до 19 часов.
Уже весной этого года были подписаны первые нормативные документы, касающиеся платных парковок. Сначала была утверждена методика расчета стоимости, которая предусматривает почасовое и посуточное взимание денег с автолюбителей. Затем мэр подписал постановление о порядке создания и использования парковочных мест на платной основе (см. подр. «Геннадий Игнатьев проконтролирует плату за парковки»).
«Подписание документа не означает, что с завтрашнего дня или через месяц платные парковки уже начнут действовать. Создана рабочая группа, все вопросы будут обсуждаться», — поспешил успокоить журналистов глава департамента горхозяйства Игорь Титенков.
Его ведомству поручено курировать работу по внедрению платных парковок. В соответствии с постановлением департамент, собственно, и определяет, где автомобиль можно оставлять за деньги, а где —безвозмездно.
Игорь Титенков: платные парковки заработают к концу года
По словам Титенкова, глава города поставил задачу, чтобы «платные парковки заработали к концу года». Департамент готовит расчеты и предложения. Первые наметки уже есть: чиновники предлагают начать с основных центральных улиц Красноярска, где в час пик чаще всего образуются пробки — это ул. Карла Маркса, пр. Мира и ул. Ленина.
Мэрия предлагает совсем запретить парковаться на этих улицах и тем самым сделать проезд по ним более свободным.
Автомобили нарушителей будут эвакуировать. Взамен чиновники готовы предоставить легальные места под стоянку на поперечных улицах — таких как Горького или Сурикова. На них предполагается разместить 1450 платных машино-мест, которые сейчас автомобилисты занимают как раз вдоль проезжей части на Маркса, Мира и Ленина. Впрочем, платными будут не только парковки на поперечных улицах, но и действующие крупные стоянки — как, например, на площади Революции.
Сколько именно власти планируют взимать с водителей, еще неизвестно. Титенков назвал цену от 9 до 50 руб. за час парковки.
В мэрии рассчитывают, что исключений не будет и платить придется всем, включая чиновников. В департаменте обещают рассмотреть вопрос, чтобы платными парковками можно было пользоваться безвозмездно в выходные дни. Кроме того, глава департамента не исключил и появление постоянно действующих бесплатных парковочных мест в центре, отметив, что их будет не более 100.
Контролировать процесс оплаты будет учреждение «Управление инфраструктуры, дорог и благоустройства», возглавляемое Геннадием Игнатьевым. По мнению Титенкова, численность сотрудников организации — около 100 человек — позволит им справляться с поставленной задачей.
В департаменте рассчитывают, что впоследствии к проекту подключится бизнес.
Чиновники предполагают, что часть тех, кто работает в центре,
с введением платы за парковку пересядут на автобусы
Способ оплаты парковки в департаменте тоже еще не выбрали.
Постановление мэрии определяет, что можно использовать парковочные автоматы или мобильные устройства. В какие суммы бюджету обойдутся новации, Титенков тоже не знает. Но чиновник однозначно заявляет, что администрация постарается «минимизировать риски, связанные с нечистоплотностью» сотрудников организации — оператора парковки, чтобы между ними и автовладельцем не было «никаких внутренних и внешних связей».
Титенков сообщил, что по поручению мэра поедет в Ростов-на-Дону перенимать опыт работы платных парковок. Там, кстати, городские власти только запускают пилотный проект в центре города с предварительной стоимостью часа стоянки в 30 руб. Автовладелец сможет оплатить парковку банковской или парковочной картой через паркомат или отправку смс-сообщения. Платные парковки при этом оборудуются терминалами, датчиками занятости машиноместа и камерой наблюдения.
В департаменте горхозяйства полагают, что после введения платных парковок
часть горожан, работающих в центре, откажутся от поездок на своем автомобиле.
«Хотя бы 5% населения уже не поедут в центр на личном транспорте и сядут на автобус», — считает Титенков.
Впрочем, в этом случае очевидно с проблемой столкнется департамент транспорта, которому придется изыскивать резервы, чтобы автобусов хватило для перевозки всех пассажиров.
С другой стороны, на отказ от своих автомобилей для поездок в центр города могут пойти не 5% автомобилистов, а намного больше. Когда темой дефицита парковочных мест в 2011 г. плотно занимался прежний губернатор — Лев Кузнецов, специалисты подсчитали, что в центре Красноярска паркуются в будние дни единовременно около 17 тыс. автомобилей, и больше 60% машин автовладельцы оставляли где придется. С тех пор соотношение цифр вряд ли кардинально изменилось.
Автомобили, которым запретят парковаться в центре, забьют дворы
Красноярские активисты федерации автовладельцев России высказывали мнение, что обычные платные парковки проблему пробок не решат: нужно строить многоуровневые стоянки. При этом запретные меры приведут к тому, что дворы домов в центре будут «забиты» автомобилями, владельцы которых не захотят платить за стоянку, считают общественники. Они не исключили, что могут пойти на открытые протесты против введения платных парковок (см. подр. «Платные парковки в Красноярске встретят пикетами»).