статья

Реклама в картинках

Как комиксы используют для продвижения товаров и услуг

Комиксы не просто развлечение для детей и взрослых: рисованные истории вовсю используют для продвижения товаров и услуг , они становятся частью корпоративной культуры

Недавно в дизайн-студию Lin Art пришли трое мужчин в строгих костюмах и попросили создать корпоративный комикс . «Наш фирменный персонаж должен надолго стать лицом компании в СМИ, — сообщили они. — Так что отнеситесь к его разработке так, как если бы вы конкурировали с самим Мэттом Гренингом, автором «Симпсонов» и «Футурамы». И детально описали, как должен выглядеть персонаж и в какой стилистике его рисовать.

Еще год назад гендиректор студии Александр Дворянкин не мог и рассчитывать на таких грамотных клиентов: «Все твердили примерно одно — сделайте нам прикольный комикс, а что рисовать, придумайте сами, вы же профессионалы». По словам художника Хихуса , организатора фестиваля «КомМиссия» и идеолога арт-студии «Люди мертвой рыбы« , которая зарабатывает на жизнь коммерческими комиксами, зачастую оказывалось, что заказчик считает комиксом обычный плакат. «Лет 5—6 назад для рекламы чаще всего просили одну картинку, да и ту попроще, — продолжает Хихус. — А заказывали в основном комиксы для близких, к примеру, на 10-летие любимой дочки. Для этого и видеоматериалы подвозили, и строгую бабушку — направлять творчество художников в нужное русло».

Дети, экстремалы, софт

Теперь «смешное» искусство в России становится серьезным инструментом для продвижения бизнеса. По оценкам Дворянкина, если пару лет назад комиксы составляли около 2% от общего объема продукции Lin Art, то сейчас уже 10%. «Конечно, для России это пока экзотический продукт, — уточняет Дворянкин. — Но именно поэтому в нашей стране у комиксов большие перспективы».

Александр Иванов , руководитель компании «Миро» (торговая марка «Катпрокат»), сдающей в аренду строительную технику и экскаваторы, прочитал об эффективности комиксов в прошлом году в журнале «Рекламодатель» и решил с их помощью продвигать услуги своей фирмы (раньше он просто размещал объявления в специализированных изданиях). Результатом стали три комикса с персонажами в галстучках и касках: у одного экскаватор сломался, у другого объем работ увеличился, и всем в «Миро» помогли. Реклама строителям понравилась, но, когда компания разместила комиксы на специализированных выставках, к их стендам повалили все кому не лень: журналисты, студенты. Настоящих же клиентов было не так много. «Мы приостановили производство комиксов для оценки их влияния на арендаторов техники, — говорит Иванов. — Мне кажется, слишком юмористическая вышла серия для наших потенциальных клиентов. Тем не менее мы надеемся ее возобновить с более серьезными героями». Обратились к комиксам и руководители холдинга «Отечественные лекарства», собираясь запустить в продажу детские витамины «Гамсы». Так появились четыре героя школьного возраста, попадающие в приключения в Галактике фантазий, и осенью 2006 года компания приступила к производству витаминов. По словам продакт-менеджера холдинга Инны Корчиной, адресная рассылка первого выпуска комиксов и их распространение подтвердили надежды на эффективность этого средства рекламы. Комиксы оказались настолько популярными, что руководство компании планирует зарабатывать деньги на их производстве и распространении уже в этом году: сейчас журнал «Гамсы» проходит регистрацию как СМИ.

По мнению Хихуса, «Отечественные лекарства» — типичный для современной России заказчик комиксов: серьезный и долгосрочный производитель продукции для детей. Раньше комиксы в рекламе использовали в основном западные компании (к примеру, серия коммерческих комиксов от «Людей мертвой рыбы», разошедшаяся в 2005 году тиражом 120 000 экземпляров, была заказана для непрямой рекламы серии новых рюкзаков Nike ) или же отечественные продавцы спортинвентаря для экстремалов. Теперь подтянулись производители детских товаров, а также услуг, суть которых еще нужно объяснить потребителю. «Например, мы сделали комикс о Петре Ивановиче, — рассказывает Хихус, — который никак не мог вставить запятую в текст на сайте своей компании. А потом купил программу для «чайников» и перестал беспокоить с запятыми даже секретаршу. Тут же немногочисленные производители аналогичного «софта» заказали комиксы для себя«.

Рублемен не нужен?

Настоящий всплеск ажиотажа на проиллюстрированные комиксами годовые финансовые отчеты случился и после того, как банк «Зенит» первым заказал себе подобный отчет. Поначалу художники Lin Art напридумывали супергеров вроде Рублемена и Евромена, но банкиры попросили строгую историю про бизнесмена, который добился успеха, пользуясь услугами банка. Этот отчет занял первое место в номинации «Печатная реклама» на Московском международном фестивале рекламы (ММФР ) в 2003 году, после чего оргкомитет ММФР даже учредил новую номинацию «Комиксы», правда, недавно от нее отказался. «Качественных работ на фестиваль присылается немного, — комментирует это решение гендиректор ММФР Елена Нарышкина. — В прошлом году только один комикс дошел до финала в номинации «Печатная реклама», но призового места не занял».

Сейчас «Люди мертвой рыбы» разрабатывают героев и сюжеты для производителя канцтоваров (название не разглашается до начала рекламной кампании): историю для мальчиков — про героев, сражающихся с ужасными монстрами, и для девочек — про двух подружек-ведьмочек в школе магии. «Заказчик продвинутый пошел, — радуется Хихус. — Сначала этот клиент хотел только «рубилово», но, когда я предложил ему разделить серии для мальчиков и девочек, как это принято в манга, завоевавшем 30% рынка комиксов в Японии, он согласился«.

Супергерои в офисе

Крупные фирмы теперь используют комиксы и для корпоративных целей. Скажем, «Люди мертвой рыбы» получили заказ на роспись стен в офисе одной инвестиционной компании. Героями комикса о летающих супергероях должны стать сотрудники, которые в ней работают. Традиционный заказ для корпоративных праздников — рисованные истории с приключениями в стиле программы «Последний герой», где у персонажей тоже лица сотрудников. «Хотя комиксы в России не так популярны, как в Европе, — говорит Кирилл Готовцев, директор рекламного агентства «Маньяко», сайт которого заполнен комиксами на основе реальных офисных историй. — Играть в комиксы — общемировой тренд, который затрагивает и нас.

И чем больше на экранах фильмов, снятых по сюжетам популярных комиксов, тем больше общество готово воспринимать этот жанр, который не в нашей деловой традиции».

По мнению Александра Дворянкина, у России здесь есть свои перспективы: так как большинство наших авторов комиксов вышли из отечественной анимации, у нас может родиться своя стилистика. Впрочем, режиссер-мультипликатор, художественный руководитель студии «Пилот» Александр Татарский придерживается иного мнения:

«Я был в жюри на конкурсе комиксов — основная масса художников копирует западные и японские образцы, на традиции советской мультипликации опираются считанные единицы». В любом случае, ясно одно: комиксы вышли во «взрослую жизнь», и теперь их использование в бизнесе зависит от смелости и фантазии заказчика.

5 героев комиксов: бизнесмены и офисные служащие

1. Лекс Лютор. Заклятый враг Супермена, владелец корпорации LexCorp, а также ученый и президент США.

2. Мистер Бернс из «Симпсонов». Самый богатый человек Спрингфилда, владелец АЭС.

3. Брюс Уэйн, он же Бэтмен. Наследник огромного состояния и глава многомилионной корпорации «Wayne Industries».

4. Дилберт, клерк, порождение художника Скотта Адамса, неутомимого собирателя офисного юмора и исследователя офисного маразма.

5. Стэнли Ипкинс, банковский служащий, герой комикса, известного по фильму «Маска». Он нашел древнюю маску, умеющую выполнять заветные желания.

Дина ЮСУПОВА

www.adme.ru

© ДЕЛА.ru

 

новости

В Красноярске свяжут тропой Западную и Восточную Сибирь В Красноярске объявили закупку на строительство нового туристического маршрута «Большая Енисейская тропа». По замыслу, он пройдет от Черной…

Древности Боготольского переулка Красноярска масштабно раскопают В Красноярске объявили закупку по поиску подрядчика для проведения больших археологических раскопок на Афонтовой горе. На научные исследования выделяют…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).