статья

Бюджет Красноярска положился на имущество

Власти Красноярска готовятся к серьезному падению налоговых поступлений в бюджет 2014–2016 гг. В мэрии полагают, что городская экономика в ближайшие три года может пойти двумя путями — инерционным, когда показатели расти почти не будут, или базовым, прогноз по которому доволь­но-таки умеренный. Обычно к этому списку добавлялся еще какой-нибудь инновационный сценарий, но, видимо, надежд на то, что краевой центр вдруг начнет бурно развиваться, почти не осталось.

На прошлой неделе мэрия внесла в горсовет бюджет на 2014 г. и плановый период 2015–2016 гг. По расчетам чиновников, доходы казны в следующем году составят 27,96 млрд руб., расходы — 28,09 млрд руб.

Особо при этом обращает на себя внимание дефицит в сумме 127,17 млн руб. — он почти технический.

В прежние, посткризисные, годы власти не стеснялись закладывать в бюджет дефициты от 1,3 до 1,7 млрд руб. — это 7–8% доходов.

Красноярск
Красноярская мэрия напланировала «осторожный» бюджет

Впрочем, осторожность заметна в бюджетной политике не только 2014 г., но и последу­ющих лет: на 2015 г. дефицит запланирован в объеме 856,6 млн руб., на 2016 г. — 429,3 млн руб. Очевидно, что рисковать и брать на себя больше расходных обязательств, не имея под них конкретных источников, администрация не хочет или опасается.

Ранее в департаменте финансов уже говорили о том, что с бюджетными доходами ожидается напряженка. Чиновники признают, что налоговые поступления в казну будут неизбежно сокращаться (см. подр. «Бюджет Красноярска поджался в доходах»).

Правда, масштаб проблемы до сих пор непонятен.

В прогнозе социально-экономического развития города на 2014–2016 гг., который традиционно прилагается к бюджету, департамент экономики подготовил два сценария. Первый — инерционный. По нему, как следует из пояснительной записки, городской бизнес столкнется с ограничением в инвестиционных ресурсах и резким замедлением внутреннего спроса. На фоне ухудшения условий торговли ожидается замедление роста экономики, реальных доходов населения, оборота розничной торговли и инвестиций.

Второй вариант — базовый. Он отражает развитие экономики в условиях активной политики властей, направленной на улучшение инвестклимата, повышение конкуренто­способности и эффективности бизнеса, стимулирование экономического роста и модернизации, а также на рост эффективности расходов бюджета.

«При этом укрепляются позиции города как индустриальной территории с полиотрас­ле­вой структурой экономики, образовательного и культурного центра, привлекатель­ного для проживания; растут демографические и социальные составляющие развития территории», — указано в прогнозе.

Теперь остается лишь гадать, по какому из заданных направлений пойдет городская экономика. Однако при любом раскладе понятно, что большого прорыва в мэрии не ждут — разве что надеются и верят. Тот же индекс промышленного производства в текущем 2013 г. в Красноярске, по оценкам властей, вырастет на 4% — вполне приемлемый результат.

В прогнозах на следующую трехлетку все выглядит уже не так хорошо.

При инерционном сценарии рост промпроизводства в 2014 г. составит 0,9%, при базовом — 2,9%. А чем дальше, тем меньше. В 2015 г. индекс увеличится либо на 0,3%, либо на 1,5%, в 2016 г. — или на 0,2%, или на 1,4%.

По оценкам специалистов, тащить экономику вверх в ближайшие три года будут четыре отрасли — обработка древесины, химпромышленность, выпуск прочих неметаллических минеральных продуктов и металлургическое производство. Вероятно, что просядет, к примеру, такая сфера, как производство изделий из кожи и обуви, резины и пластмасс. Еле-еле будут подтягиваться целлюлозно-бумажное производство, полиграфическая деятельность, ЖКХ и прочие.

Торговый центр
Число торговых центров будет расти. Но динамика продаж замедлится, пронозируют в мэрии

Замедление темпов роста намечается в торговле. К примеру, в 2012 г. увеличение объе­ма проданных потребительских товаров составило 14%. В 2013 г. показатель соста­вит 6,6%, в последующие годы при самых оптимистичных прогнозах прирост будет на уровне 5,9%.

Больше чиновники ждут от общепита, где прогнозируют рост оборота даже в случае общей стагнации в экономике — на уровне 8%. За счет реализации указов президента мэрия ожидает ежегодного увеличения средней заработной платы в городе на 4–6%. К 2016 г. она по всем прогнозам превысит 41 тыс. руб.

Численность населения Красноярска за ближайшие три года — во многом за счет миграции — уйдет далеко за миллион. Согласно инерционному варианту, в городе в 2016 г. будут проживать 1,065 млн человек, согласно базовому — 1,078 млн человек.

Однако рост числа горожан и их зарплат экономику не вытянет.

Власти ждут ухудшения ситуации, и именно с прицелом на это составлен прогноз налоговых доходов: они будут снижаться. Только за первое полугодие 2013 г. бюджет недосчитался 194,3 млн руб. поступлений в виде налога на прибыль.

И дело не только в консолидированных налогоплательщиках и перераспределении их платежей между уровнями бюджетной системы. В целом, по данным мэрии, объем прибыли крупных и средних организаций города в текущем году снизится на 3% — до 37,9 млрд руб.

С другой стороны, в этом году произошло снижение числа зарегистрированных индиви­ду­альных предпринимателей. Негативную тенденцию определило повышение страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, признают власти. Однако они полагают, что часть закрытых ИП перерегистрировались в юридические лица, а остальные пошли на оптимизацию издержек и объединили несколько ранее существовавших ИП в одно.

«В последующие годы, после закрытия нежизнеспособных ИП, прогнозируется рост количества индивидуальных предпринимателей», — считают в администрации.

В этих условиях мэрия намерена сделать ставку на неналоговые доходы — по сути, это использование и реализация муниципального имущества.

Ларьки
Доходы в бюджет администрация рассчитывает собирать с муниципального имущества

Сюда входят не только аренда площадей и их продажа, но и размещение наружной рекламы, объектов торговли, временных сооружений, плата за земельные участки под строительство, которая будет повышена.

Администрация намерена в 20 раз увеличить муниципальные площади, переданные в аренду по результатам торгов, — с 4,6 до 88,4 тыс. кв. м к концу 2016 г. В течение трех лет мэрия намерена получить доходы от использования и продажи имущества в сумме более 12,4 млрд руб.

Так, за прошедшие 2011 и 2012 гг. на аренде и продаже имущества мэрия заработала менее 5 млрд руб. — то есть в 2,5 раза меньше. На 2013 г. администрация запланиро­вала получение дохода от использования муниципальных активов на торгах в размере 2 млрд руб., но пока по факту получила только 62% денег. По продаже объем доходов был запланирован в 1,35 млрд руб., по факту исполнено 74,5% от этой суммы.

Прикроет ли имущество налоговую брешь в бюджете, покажет время. Однако ясно, что администрации придется искать средства не только на исполнение текущих обяза­тельств, но и на инвестиционные цели.

Путепровод на Авиаторов
Мэрии придется искать средства на новые автодороги и развязки

К примеру, власти собираются до 2016 г. ввести в городе в эксплуатацию 22,7 км новых автодорог.

Среди них — развязка на ул. 2-й Брянской — Калинина, путепровод по ул. Авиаторов, магистраль по ул. Шевцовой в мкрн Покровский, автодорога в мкрн Утиный плес, расширение пр. Свободного, строительство дороги по ул. Космонавтов и ул. Дачной и подхода к четвертому мосту от ул. Копылова.

Антон ПАВЛОВ
ДЕЛА.ru

© ДЕЛА.ru

 

новости

Аэропорту Красноярска обновили перрон – что дальше В международном аэропорту Красноярск завершился первый этап реконструкции перрона воздушных судов. Накануне состоялось торжественное открытие…

Аллея Любви и сквер «Юность»: названы все объекты благоустройства – 2025 В Красноярском крае подведены окончательные итоги голосования за объекты благоустройства 2025 года по программе «Формирование комфортной городской…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).