статья

Любовь и коварство: бизнес в объятиях власти

Экономический кризис многое поставил с головы на ноги. Здоровый прагматизм пришел на смену классически-романтическим представ­лениям о развитии и продвижении бизнеса.
И этот прагматизм сейчас диктует для красноярских предпринимателей вполне понятные правила — без сотрудничества с властью вести бизнес становится все труднее.

Скромное обаяние власти

И этот прагматизм сейчас диктует для красноярских предпринимателей вполне понятные правила — без сотрудничества с властью вести бизнес становится все труднее
Прагматизм сейчас диктует для красноярских предпринимателей вполне понятные правила —
без сотрудничества с властью вести бизнес становится все труднее

На недавнем «круглом столе», который проводил комитет по селу Заксобрания, звучала важная тема: формирование в Красноярске сети магазинов шаговой доступности. Минсельхоз края вместе с городской администрацией продвигает два будущих бренда: «Чистые луга» и «Губернский прилавок». В общей сложности это больше ста павильонов и почти полторы сотни миллионов рублей инвестиций. Предполагается, что в каждой сетке запутается по десятку местных сельских товаропроизводителей со своей продукцией — для того сети и плетутся.

Создается как бы такой пример частно-государственного партнерства на низовом уровне. Делайте ставки: насколько пример окажется успешным?

Бизнес и власть (фото Pulser http://www.photosight.ru/photos/18106/)Есть определенные условия, при которых, наверное, это может случиться. То, что под магазинами шаговой доступности понимаются почему-то только павильоны, вовсе не просто так. Красноярск активно строится — почему бы, как у добрых людей, под такие магазины не отдавать первые этажи жилых домов? Логично ведь, комплексная застройка — вот тебе, пожалуйста, в двух шагах магазин или два.

Есть тут корысть двойного свойства. Первое — если потом кому-то вздумается вывести первые жилые этажи в разряд нежилых помещений, он заплатит за это деньги. И не только в кассу, но и в карман конкретному чиновнику. И второе. Бурное и настойчивое развитие сети павильонов в нашей реальности означает не только заботу о животах горожан, но и опосредованное участие чиновников в бизнесе. И павильоны именно потому, что временными сооружениями легче манипулировать, чем капитальными. Непокорного всегда можно снести. Но в такой корысти — и своего рода гарантия: проект будет развиваться на благо всех заинтересованных сторон.

…После «круглого стола», отвечая на вопрос корреспондента газеты «Вечерний Крас­ноярск» о субсидиях из краевой казны для красноярских торговых сетей  за предостав­ление льготных условий поставщикам продукции местного АПК (см. подробнее  «Под­держка деньгами и брендами» и «Ритейлеры обещали исправиться») , финансовый директор торговой сети «Командор» Вячеслав Долиденок сказал:

«По большому счету, в момент принятия нам этот закон был не нужен. Мы работаем в рынке и сами решаем — с кем и на каких условиях сотрудничать.

Это была идея краевой власти, мне с большим трудом удалось убедить собственников компании в ее перспективности. Оказалось — хорошая идея, динамика продаж товаров местных производителей в сетях очень приличная. Не хотелось бы, чтобы министерство отработало назад».

Отработать назад — значит лишить предпринимателей субсидии. Перспектива вполне реальна. Ежемесячные затраты одного только «Командора» за счет низкой торговой надбавки на 40 товарных позиций — продукцию красноярских сельхозпроизводителей — примерно пять миллионов рублей. У других игроков — это «Красный Яр», «Каравай», «Пятерочка» — скорее всего, не меньше.

Выражаясь языком, который становится все более общепринятым, это — банальное «кидалово». Где гарантия, что и мелких ритейлеров — владельцев «Лугов» и «Прилавков» — так же банально не кинут?
Выражаясь языком, который становится все более общепринятым, это — банальное «кидалово».
Где гарантия, что и мелких ритейлеров — владельцев «Лугов» и «Прилавков» — так же банально не кинут?

По словам финдиректора «Командора», сеть получала субсидию только в ноябре и декабре прошлого года. После краевое министерство задумалось — а нужен ли вообще этот закон? Но ритейлеров уже подсадили на казенную иглу, а кроме того — объемы продаж и, значит, обороты именно по этим местным позициям растут, им становится интересно торговать этими товарами.
Выражаясь языком, который становится все более общепринятым, это — банальное «кидалово». Где гарантия, что и мелких ритейлеров — владельцев «Лугов» и «Прилав­ков» — так же банально не кинут?

Нужна такая поддержка бизнесу? «Минуй нас пуще всех печалей…»

Не прислоняться

Несколько лет назад бизнес был разборчив. Люди, которые сами себя сотворили, не считали необходимым для себя заручаться чьей-то еще поддержкой. В деловых изданиях где гласно, где негласно существовало правило: чиновники не могут быть ньюсмейкерами или даже экспертами. Ну, только в крайнем случае, когда событие задевает и власть, и бизнес, либо когда власть принимает решение, значимое для бизнеса. Прислоняться к властным структурам считалось дурным тоном.

В начале апреля 2006 г., почти ровно четыре года назад, на вопрос одного красноярского журнала «Нужна ли бизнесу поддержка власти?» директор группы компаний «Гарант-Красноярск» Алексей Максимов ответил так:
«Лучшая поддержка для нас — активное законотворчество. И этой поддержкой мы не обделены. Иногда проблемы создает информационная закрытость отдельных властных структур регионального уровня. Приходится преодолевать некоторое сопротивление. В итоге власть все же идет навстречу, а информация становится доступной нашим клиентам».

Юрий Макаренков четыре года назад говорил: моему бизнесу поддержка государственной власти не нужна — ни законодательная, ни финансовая
Юрий Макаренков
четыре года назад говорил: моему бизнесу поддержка государственной власти не нужна — ни законодательная, ни финансовая

«Гарант», однако, — компания специфическая, она всю свою работу строит на взаимодействии с властью, транслируя нормативные акты.

Гендиректор компании «Мебелькомплект» и инициатор создания торгово-выставочного центра «Мебелев» Юрий Макаренков в том же опросе был более категоричен:
«Моему бизнесу поддержка государственной власти не нужна — ни законодательная, ни финансовая. Деньги нужно не от власти получать, а зарабатывать. Лучшая поддержка со стороны чиновников — не мешать бизнесу».

Резюмировал Сергей Сальников, бывший тогда управляющим партнером ООО «Автоцентр Фортуна»: «Если предпринима­тель не чувствует за собой грехов, он может и должен смотреть на представителей власти как на равных. Без подобострастия».

Представители бизнеса четыре года назад старались не прислоняться не только к властному плечу — они и друг с другом старались общаться не слишком тесно. Две трети красноярских предпринимателей тогда не входили ни в какие общественные орга­низации.

Тогда же, занимаясь собственным издательским проектом и пытаясь создать вокруг издания экспертный совет, куда вошли бы известные представители красноярских бизнес-кругов, я разговаривал с одним бизнесменом. Он сказал: «Я готов войти в такой совет при одном условии: ни одного чиновника. Появится хоть один — привет родным». Сегодня он так, скорее всего, не сказал бы.

Бизнес – это власть

Принято считать, что у кого деньги — тот и правит. В общем, это правильно: попробуйте назвать кого-нибудь, кто правит, но чтобы у него не было денег. Вопрос в одном: что сперва, что — потом. Наверное, это справедливо по-своему, когда состоятельные люди влияют на выбор кандидатуры будущего президента или премьер-министра страны. Правильно, наверное, и когда из бизнеса рекрутируют во власть.

Илай Ахметов до мэрской должности отлаживал бизнес-процессы в крупных частных структурах, подчиненных олигархическим амбициям
Илай Ахметов до мэрской должности отлаживал бизнес-процессы в крупных частных структурах, подчиненных олигархическим амбициям

Хороший пример местного масштаба — глава Ачинска Илай Ахметов. До мэрской должности он отлаживал бизнес-процессы в крупных частных структурах, подчиненных олигархическим амбициям. Занятие непростое. Зато оно дало ему навыки, которых он на госслужбе нипочем бы не приобрел.

И вот он пришел в город — и навел порядок. Не только в административном смысле, хотя и в этом — тоже. Но главное — он повел себя как управленец. Оптимизировал процессы, обрезал там, где висело лишнее, и расширил, где не хватало. В городе появились хорошие дороги, потому что чиновникам запретили воровать деньги из-под асфальта под угрозой лишения не головы, но должности, что порой для некоторых важнее головы.

Ну и многое другое появилось. Там, например, наконец услышали шаги красноярского «Командора» — компания зашла туда сначала одним магазином, теперь строит еще два. Это знак: ритейлер очень дорожит своей репутацией, заботится о развитии бизнеса без сбоев, и насколько мне известно — не дает откатов. Значит, климат в Ачинске и правда помягчал.

А еще там активно действует совет по развитию предпринимательства, и все решения касаемо бизнеса принимаются с его одобрения. Если посмотреть с разных сторон, это сильно напоминает американский опыт приручения малого-среднего бизнеса. Он разви­вается, конечно. Но под контролем.

Власть — это бизнес

Первые, кому пришла в голову мысль накинуть на бизнес властную уздечку, были американцы. По крайней мере, именно они в 1953 г. создали Администрацию малого бизнеса США (The US Small Business Administration — SBA). По правовому статусу это было федеральное агентство правительства Штатов, его руководителя назначал президент страны и утверждал сенат.

В обязанность SBA вменялось помогать малому бизнесу, оказывать поддержку на правительственном уровне, всемерно развивать свободную рыночную экономику. По-своему это был JR-щик — структура, лоббирующая во власти интересы целого сообщества. Притом — узаконенная, наделенная официальными полномочиями, стало быть — легитимная.

Не совсем понятно, правда, какую свободу должна была и могла обеспечивать рыночной экономике структура, которая создана не снизу, от бизнеса, а сверху — от власти. Скорее, недекларируемые функции ее — контроль. Давно известно, американцы очень похожи на нас, а мы во всем действуем по принципу поводка. Он может быть короче, длиннее — важно, что он ДОЛЖЕН БЫТЬ.

Эдхам Акбулатов: полного взаимопонимания между нами нет, но предпринимательское сообщество и совет администрации края движутся навстречу друг другу
Эдхам Акбулатов: полного взаимопонимания между нами нет, но предпринимательское сообщество и совет администрации края движутся навстречу друг другу

Четыре года назад тогда заместитель губернатора края, ныне — премьер-министр краевого правительства Эдхам Акбулатов, отвечая на вопрос о характере взаимо­отношений власти и бизнеса, говорил:
«Только не антагонизм. Скорее, взаимодействие на понятных условиях. Кто-то может быть недоволен масштабами взаимодействия, но не его принципами.
На ежегодных форумах, посвященных развитию пред­принимательства, проводим консультации и обсуждаем наболевшие проблемы. Полного взаимопонимания между нами нет, но предпринимательское сообщество и совет администрации края движутся навстречу друг другу».

Движение навстречу не может быть бесконечным. Как два поезда из школьной задачки, бизнес и власть должны были встретиться. Прошло четыре года. Произошла железно­дорожная катастрофа или составы разъехались по параллельным путям? Или может они все-таки остановились на одной и той же станции? Думается, что только красноярские бизнесмены смогут непредвзято ответить нам и себе на эти вопросы.

Иван БЕСПРОЗВАННЫХ
ДЕЛА.ru

© ДЕЛА.ru

 

новости

В ЗС приняли весеннюю корректировку бюджета 18 апреля в Заксобрании Красноярского края прошла сессия, на которой рассмотрели 42 вопроса. Ключевым из них стало обсуждение весенней корректировки регионального…

Остатки старого Красноярска снесут: подробности о КРТ на Каче Почти всю территорию вдоль Качи в центре Красноярска отдали под КРТ. Зона, которую хотят застроить, простирается от Дворца пионеров до развязки на Брянской…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).