интервью

Виктор Томенко: «Важнее всего обеспечить сбалансированное развитие края»

Красноярский край готовится принять новый трехлетний бюджет. Проект уже одобрен правительством и сегодня направлен в Законодательное собрание. По словам премьер-министра Виктора Томенко, созданию главного финансового плана предшествовала огромная работа всех органов исполнительной власти края, депутатов, аудиторов Счетной палаты, общественников.

Председатель правительства рассказал журналистам о том, как исходя из бюджетных параметров будет строиться жизнь региона в ближайшие три года, каковы основные источники доходов казны края, ее приоритетные расходы, а также как в правительстве намерены решать проблемы дефицита.

Виктор Томенко
Виктор Томенко, председатель правительства Красноярского края Фото Олега Кузьмина

– Виктор Петрович, как происходило формирование главного финансового документа, от чего отталкивались в правительстве?

– Прежде всего, конечно, мы должны были прийти к пониманию того, каким экономическим потенциалом обладает край. Поэтому изначально проводился мониторинг всех основных отраслей.

Мы работали с крупными налогоплательщиками, предприятиями-природопользова­телями, уточняли ожидаемые результаты их работы и планы на три года.

Учитывалось мнение экспертов, а также прогнозы федерального правительства,

предполагаемые темпы роста инфляции, изменение курса рубля, цены на продукцию края. Исходя из анализа всех данных смотрели, какие объемы средств получится заработать в ближайшие годы и что край может себе позволить.

– И что именно?

– У нас два больших блока расходов. Во-первых, это социальная сфера и инфраструктура – дорожная и жилищно-коммунальная. В образовательную сеть края входят более 1000 детских садов, которые посещают свыше 150 тысяч детей, и более 1100 школ, в которые ходят более 300 тысяч учеников. В регионе около 800 тысяч пенсионеров. Более 1 млн человек, или примерно треть всего населения края, получают ту или иную социальную поддержку, предусмотренную феде­ральным и краевым законодательством. У нас порядка 180 больниц и 160 социальных учреждений.

Все вместе это большая часть наших расходов.

И всё это мы обязаны обеспечивать каждый год,

ведь именно стабильность социальной сферы определяет самочувствие и настроение людей. Государство должно выполнять свои обязательства.

Приведу пример. Если бы все жители края платили за услуги ЖКХ «полным рублем», для нормальной организации работы коммунальных предприятий с них требовалось бы собрать в 2015 году 56 млрд рублей. В реальности более 17,5 млрд рублей из этой суммы за них заплатило государство, причем 15 млрд – краевой бюджет. Без этого не обойтись.

Вторая часть расходов бюджета связана с необходимостью разви­тия края.

И это уже вопрос бюджетной политики: какой выбор мы сделаем. Важно сформулировать приоритеты – куда и на что будут направлены средства. Мы для себя решили и уже в течение многих лет придерживаемся такого принципа: важнее всего обеспечить сбалансированное развитие региона, без крена в какую-либо сторону (чтобы не было так, к примеру: строим только школы, а про все остальное – больницы, дороги, культуру и т.д. – забыли). Сбалансированность – это один из принципов при составлении наших планов.

– Виктор Петрович, что в целом будет происходить в экономике края в ближайшие три года?

– Мы просчитали несколько вариантов сценариев экономического развития и остановились на умеренно оптимистическом. Это значит, что в целом по всем направлениям мы прогнозируем

либо сохранение объемов производства, либо небольшой рост.

Экономика края, его валовый региональный продукт и доходы бюджета во многом зависят от ситуации на рынке цветных и драгоценных металлов. Нам важно, какими будут цены на никель, медь, золото, платину, палладий, алюминий, потому что они определяют доходы наших предприятий, а значит, и их инвестпрограммы, уровень зарплат, размеры налогов. Серьезной составляющей экономики края за последние 5–6 лет стала нефтегазовая отрасль, поэтому цены на нефть тоже существенно влияют на объем налоговых поступлений в бюджет.

Надо признать, что, к сожалению, цены на краевую продукцию падали на 10–30 % ежегодно и сейчас находятся в самой низкой точке, за исключением золота, показывающего неплохую динамику. С учетом того, что в год в крае добывается более 50 тонн золота, бюджет получает большие налоговые платежи от этой отрасли.

В следующем году мы ожидаем определенный рост стоимости продукции наших крупнейших налогоплательщиков, хотя он все равно еще не достигнет того уровня, с которого произошло падение.

Объем производства на крупных предприятиях, например, «Норникеля» и РУСАЛа, остается стабильным. То же можно сказать и про энергетику, а также добычу угля. Богучанский алюминиевый завод наращивает объемы, в 2019 году там ожидается удвоение производственных показателей.

Нефтяники, согласно прогнозу, увеличат объем добычи – с 22 млн тонн должны выйти на 29 млн тонн к 2019 году – за счет развития месторождений Ванкорского кластера: начнется добыча нефти на Сузунском месторождении, будут вводиться Тагульское и Лодочное. Закончится строительство нефтепровода Куюмба – Тайшет, и начало добычи нефти на юге Эвенкии также обеспечит прирост в этой отрасли.

– Каков примерный уровень роста экономических показателей, заложенный в документе, и какими будут доходы бюджета?

– Рост, как я уже сказал, будет небольшим – от 1 до 5% по разным отраслям. Он подтверждается уже реализованными проектами, а также теми, которые находятся в стадии становления и развития.

Валовый региональный продукт должен к 2019 году вырасти до 1,9 трлн рублей, или, в сопоставимых ценах, почти на 7%.

Уровень безработицы мы прогнозируем, как и ранее, низкий, около 1,4% в течение планируемого периода. Уровень инфляции в наших планах – 5,3% в 2017 году со снижением до 4,3% в 2019-м.

Мы рассчитываем, что развитие экономики позволит нам получить в следующем году примерно 172 млрд рублей собственных доходов бюджета. Плюс около 18,5 млрд предоставит на целевые направления федерация.

Что касается расходов, то они превышают планируемые доходы и окажутся на уровне 184 млрд рублей.

Если говорить о параметрах в целом, общие поступления в краевой бюджет 2017 года (вместе с федеральными деньгами) составят 190,2 миллиарда рублей, расходы – 202,3 миллиарда. Таким образом, дефицит в 2017 году составит порядка 12,1 млрд рублей.

– А в следующие два года?

– В 2018 году мы предполагаем сократить дефицит до 9,1 млрд, в 2019-м – до 7,1 млрд рублей. То есть продолжим политику его поэтапного снижения. Эту задачу с самого начала своей работы в крае поставил губернатор Виктор Толоконский. Жизнь, конечно, заставляет корректировать планы. Экономическая ситуация в последние годы довольно сложная, поэтому приходится постоянно искать баланс между доходами края и его потребностями. Отсюда и займы.

– Каким образом предполагается покрывать разницу между расходами и доходами казны? При этом у края есть значительный государственный долг…

– Финансировать дефицит мы будем внешними заимствованиями, а именно, выпуском ценных бумаг. В этом плане у нас работает профессиональная команда, и, как можно проследить по ежегодным результатам, она хорошо размещает ценные бумаги, предлагая наилучший уровень их обслуживания. На них есть спрос.

При существующем у нас объеме бюджетного дефицита и заимствованиях средств для его покрытия госдолг пока продолжит расти, но меньшими темпами.

При этом мы по-прежнему сохраняем безопасный уровень соотношения заемных средств и собственных доходов.

В соответствии с федеральным законом 100% – сигнал к прекращению заимствований. У нас эта планка находится на уровне ниже 70% и, ориентируясь на это, мы выстраиваем планы развития края.

На начало нынешнего года наш государственный долг составлял примерно 84 млрд рублей. Из них 17 млрд – это фактически бесплатные кредиты из федерального бюджета, примерно 13 млрд – обязательства по кредитам в коммерческих банках. Остальное – обязательства по выпущенным и размещенным облигациям. Это наиболее выгодный вариант, поскольку процент здесь ниже банковского.

Хочу подчеркнуть: если мы посмотрим на последние 5–6 лет, когда долги накапливались, то увидим, что в этот период были реализованы крупные проекты капитального строительства и развития, что определило улучшение качества жизни в крае. Обеспечивать текущие расходы и финансовую устойчивость из года в год мы можем даже в тяжелых экономических условиях за счет собственных средств края.

Однако перед властью стоит задача в то же время наращивать темпы социально-экономического развития,

и заимствования мы используем как раз для этого.

– Каковы планируемые расходы бюджета по отраслям?

– 98% расходов, или почти 200 млрд рублей, – это средства на реализацию государственных краевых программ: комплекса взаимосвязанных проектов, обеспечивающих как текущие нужды, так и решение задач развития в каждой конкретной отрасли.

Крупнейшие траты предполагаются на выполнение программ образования:

в 2017 г. это 51 млрд рублей. 33 млрд пойдет на здравоохранение, 23,5 млрд – на социальную поддержку населения, 14,4 млрд – на развитие физкультуры и спорта, 13,8 млрд – на транспортную систему.

Большие средства предусмотрены на обеспечение финансовой устойчивости наших муниципалитетов. Система финансовая, которая существует сегодня в крае, такова, что всю основную нагрузку, связанную с дефицитом денежных средств, мы берем на уровень краевого бюджета. Поэтому наши муниципалитеты, за исключением города Красноярска, фактически не имеют муниципального долга.

На реформирование и модернизацию ЖКХ уйдет 9,6 млрд рублей, развитие сельского хозяйства – 5,9 млрд. Возможно, какие-то расходы в рамках наших госпрограмм удастся нарастить после появления соответствующих решений на федеральном уровне, поскольку федеральный бюджет еще формируется.

– В прошлые годы отдельно отмечали рост финансирования направлений, определенных майскими указами президента. В следующие три года оно продолжится?

– Это один из важных параметров плановых расходов края. На цели социально-экономического развития в соответствии с президентскими указами мы закладываем в 2017 г. 20% бюджетных расходов. Это, к примеру, более 40 млрд руб. на рост зарплаты бюджетников, средства на продолжение программы переселения из аварийных и ветхих домов. Всего, кстати, в рамках выполнения этого поручения в крае с 2013 по 2017 год из почти 234 тысяч квадратных метров аварийного жилищного фонда будет переселено 14 635 человек, что будет стоить более 11 млрд рублей.

Мы продолжим реализацию мер, связанных с обеспечением мест в детских садах детям от 3 до 7 лет. В основном вопрос решен, но садики еще достраиваются. Продолжатся строительство и реконструкция школ, и это будет одним из приоритетов нашей бюджетной политики – число школьников увеличивается в крае год от года, рождаемость растет, и нужно успевать заниматься и аварийными школами, которые у нас есть, и новыми, обеспечивая растущие потребности края в этом виде учреждений.

– Универсиада приближается, и как раз эта трехлетка будет посвящена подготовке к ней. Как идут дела?

– Объекты строятся, контролируем постоянно этот процесс. Все обязательства, которые край взял на себя в рамках подготовки к этому событию, будут выполнены. Две трети расходов здесь будут осуществляться за счет федерального бюджета, треть составят краевые деньги. Всё, что сегодня будет инвестировано в строительство и реконструкцию спортивных объектов,

останется серьезным наследием Красноярска и края.

Естественно, будут развиваться и сопутствующие проекты, заложенные в наши планы развития. Это и медицинские учреждения, и транспортная инфраструктура, и развитие СФУ, и благоустройство города. При этом в инфраструктуру будут вкладывать и частные компании, например, энергетики, которые в рамках своих инвестпрограмм приведут в порядок сети, обеспечив необходимые параметры мощности и надежности.

Мы увидим изменения и на федеральных автодорогах в крае: так, продолжается ремонт и освещение трассы в районе аэропорта. Хорошими темпами идет строительство нового пассажирского терминала в Емельяново. В результате качество обслуживания авиапассажиров значительно улучшится.

Рассчитываем отремонтировать и другие объекты: например, сейчас решается вопрос о федеральном финансировании капитального ремонта красноярского цирка.

– Рассчитывает ли правительство на появление новых крупных инвесторов?

– На самом деле инвестиционный интерес к краю есть.

И такой значимый показатель, как объемы инвестиций, мы надеемся сохранить на уровне 400 млрд рублей.

Большие вложения были сделаны в Ванкорский кластер, Нижнее Приангарье. Сейчас, когда эта работа завершена, общий показатель инвестиций все равно остается высоким за счет реализации других проектов в металлургии, нефтедобыче, энергетике, транспорте, больших инвестиционных программ крупнейших предприятий края. Думаю, что в ближайшие годы популярными сферами вложения будут сельское хозяйство, производство пищевой продукции, лесопереработка: вплоть до возникновения конкуренции.

В этом году началась добыча угля на Диксоне. У нее хорошие перспективы – добыча до 10 млн тонн хорошего антрацитного угля с доставкой в Европу по Северному морскому пути. Пришли в край «Лукойл», «Русская платина».

Однако надо понимать: мы, конечно, готовы встречать инвесторов хлебом-солью, но мы с вами живем внутри единой страны, и то, что происходит в экономике России, в мировой экономике, оказывает сегодня на инвестиционные настроения гораздо большее влияние, чем какие-то локальные «оазисы» для инвестиций в конкретном крае. По мере оздоровления ситуации, без сомнения, вырастут и вложения в нашу экономику.

– Вообще на фоне явлений в российской экономике и ее бюджетного дефицита положение дел в крае кажется более оптимистичным…

– Действительно, сложилось так, что ряд отраслей, от которых зависят доходы местной экономики, развивается именно в нашем регионе и в меньшей степени влияет на формирование доходов федерального бюджета. Никель, платина, палладий, половина всей меди в стране – всё это производится в Норильске. Цены сейчас не очень высоки, но немного растут, объемы производства не падают, продукция пользуется спросом, под международные санкции она не попала –

есть возможность обеспечить экономическую стабильность региона.

То же касается алюминия в Красноярске и Богучанах. По золоту и цены высоки, и объем добычи продолжает расти. Тепловая и гидроэнергетика, добыча угля – стабильное, востребованное производство. Нефть уже играет большую роль в экономике края, но мы все же от нее зависим гораздо в меньшей степени, чем федеральный бюджет.

Плюс, скажем, подоходный налог, который зачисляется в бюджет региона: в федеральном его нет, зато есть другие платежи. То есть там структура доходов другая, это надо учитывать. И структура расходов краевого и федерального бюджетов тоже значительно отличается.

В целом мы надеемся, что, несмотря на кризисные явления, влияющие на всех без исключения, новый краевой бюджет позволит нам выполнить все обязательства перед населением и продолжить проекты социального и инфраструктурного развития региона.

© ДЕЛА.ru

 

новости

Как завести электронный кошелек и пользоваться им Помимо банковских карт и наличных в России можно использовать еще одно средство платежа – электронные кошельки. И если отличие принципа его работы…

Дмитрий Герасимов: «Нельзя лечить только зубы: мы смотрим на здоровье человека в целом» Лечить зубы приходится всем. И у многих по-прежнему живо представление о том, что визит к стоматологу – это очень страшно и, скорее всего, больно…

Наталья Герасимова: «Лучшее, что взрослые могут сделать для детей, – это вкладываться в отношения с ними» Образование детей – в руках родителей, а при той скорости изменений, которые происходят сейчас, никакая школа мира не успеет дать все необходимое…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).