статья

Мнение: Сигнал почти не виден. О внедрении цифрового ТВ

О том, как идет и что дает зрителю программа перехода на цифровое телевещание, ДЕЛА.ru написали по мотивам официально-государствен­ной версии. У меня видение с другого края, это мнение практика с 20-летним опытом. Где-то посередине, по идее, должна оказаться более-менее объективная история.

Дмитрий БуевичВсе хоть краем уха да слышали, что цифровое ТВ в Красноярске не просто будет – оно в эфире уже с 2013 г. Связисты (краевой филиал РТРС) не только построили на ул. Борисова красиво подсвеченную телевышку – они уже два года транслируют оттуда первый и второй цифровые мультиплексы (1-й и 2-й МП), содержащие основные центральные каналы, от Первого и «России» до ТНТ и даже ТВ3.

А теперь спросите себя: вы точно смотрите именно этот пакет? Или так: вы перенастраи­вали свой телевизор на прием мультиплексов? Или еще проще: вы вообще знаете, что за сигнал и в каком формате принимает ваш домашний друг и потом выдает вам в виде отчаянно популярного «Голоса» или, пользуясь риторикой ДЕЛА.ru, новостей про Путина?

Передающий центр
Цифровое вещание настроено в Красноярске с 2013 г.

Думаю, на все три вопроса ответ «нет». И не потому, что это лишняя технологическая подробность. Просто госпрограмма перехода на «цифру» уже сейчас безнадежно устарела. Она неактуальна.

Примерно 70 миллиардов потраченных впустую рублей.

200 больше, чем 20, 2 лучше, чем 1

Объясню. Красноярск покрыт кабельными сетями на 70%. Там – пакеты от нескольких десятков до сотен телеканалов, самых разных. На первых кнопках представлена Большая Двадцатка тех самых каналов, которые теперь входят в 1-й и 2-й МП: Первый, «Россия», НТВ, СТС, ТНТ и так далее. Как вы думаете, есть смысл дополнительно настраиваться на мультиплексы и получить эти самые двадцать, когда они уже давно присутствуют в кабельном пакете? И чаще всего тоже в цифровом – то есть очень хорошем – качестве. Единственное отличие – за кабельное ТВ с вас ежемесячно берут деньги, а за эфирное вещание платить не надо. Но расходы в 90–200 рублей в месяц мало кого сподвигают сделать выбор в пользу 1 и 2 МП.

Есть еще одно принципиальное свойство, которым телевидение из мультиплексов просто не обладает.

Это местные, красноярские, программы. Они есть только в старом нецифровом эфире и в кабеле.

А в «цифре», которую вещает красивая башня с улицы Борисова, их нет. СТС есть, а врезок «Примы» на этом СТС нет, голый московский сигнал.

Я достаточно адекватен и не питаю иллюзий, будто красноярцы готовы на все невзгоды и лишения, лишь бы смотреть новости «Примы». Но когда вдобавок к СТС есть еще и «Прима» – это преимущество. Это лучше, чем просто СТС. Задайте себе еще один вопрос: если в одном пакете у вас будут только федералы, а в другом – те же федералы плюс «Прима», ТВК, 7 и 12 каналы, «Енисей» и «Афонтово» – вы из этих пакетов какой выберете?

И тут я последовательно подвожу вас к основной дилемме цифрового телевещания: что будет?

Регионы опять забыли

Судя по тому, как все развивается, идеологи перехода на «цифру» забыли про интерес зрителей к местной, городской, информации. А по всем рейтингам местные новости опережают практически все федеральные. Или не забыли, а сознательно делают так, чтобы местного вещания в стране не было.

Потому что и первоначальная программа цифровизации, и ее нынешние откорректированные варианты нежно выдавливают регионалов из эфира.

Если совсем коротко: сначала государство в лице Минсвязи отводило регионам один канал в 1-м МП, потом отказалось, пообещав создать региональный 3-й МП, но тоже отказалось и предложило уйти из эфира в кабель, с запретом на показ рекламы, потом без запрета, но с требованием самопрограммирования – условий разной степени невыполнимости выдвигалось много. Правила игры меняются каждые полгода.

Сегодня позиция властей в отношении немосковских телекомпаний такова: вы пока вещайте, как вещаете, но в 2019 г. мы ваши старые аналоговые частоты заберем, а новых цифровых не дадим. Договаривайтесь с кабельщиками и идите на… на 201-ю кнопку.

И главная тонкость – внимание! Уже вступил в действие закон, по которому все кабельные сети ОБЯЗАНЫ бесплатно разместить у себя все двадцать попавших в 1 и 2 МП федеральных каналов на соответствующих кнопках – с первой по 20-ю.

То есть московские каналы остаются в эфире, гарантированно и бесплатно получают первые двадцать кнопок в каждой кабельной сети, а регионалам власти не оставляют ни того, ни другого.

То, что сейчас федеральные каналы транслируются в кабеле вместе с местными врезками, не должно вводить в заблуждение: так продлится до 2019 г., когда государство обещает отключить аналог и оставить одну «цифру».

После этого в кабель пойдет сигнал из мультиплексов – то есть, как мы помним, без местных программ.

На этом фоне глава краевого агентства информатизации и связи Денис Гусаров заявляет ДЕЛА.ru: «Местные компании никто не выключает – если они в состоянии работать, то им никто мешать не будет. Главное, чтобы они себя обеспечивали».

Забавно, да? Человек или не понимает, о чем говорит, или сознательно искажает перспективу.

Жизнь после 2019

Все больше моих коллег-медийщиков из разных регионов склонны видеть в том, как реализуется программа цифровизации, злую волю Кремля и прицел на удушение самостоятельного телевидения. У меня другое ощущение: Москва часто удивительно легкомысленно относится к регионам и не видит ничего, что происходит за пределами Садового кольца. Так что нынешнюю модель регионам вполне по силам откорректиро­вать, тут вопрос настойчивости и конструктива. Тем более что нам это уже удается.

Самый большой прорыв – нашими усилиями отложен срок отключения по всей стране аналоговых частот до 2019 г. вместо первоначально намеченного 2015-го.

Телецентр
Местным телеканалам с переходом на «цифру» придется уйти куда-нибудь на 201-ю кнопку

Под «нашими» я имею в виду три красноярские компании, «7 канал», ТВК и «Приму». Нам удалось собрать в кучу десятки региональных компаний по всей стране, от Хабаровска до Сочи, и донести до госорганов общий протест и свои мысли о том, как следовало бы переходить на «цифру» с учетом региональных интересов. Минсвязи уже прислушалось. Кстати, сильнее всего возбудились национальные республики, например, Татарстан и Башкортостан: в нынешней модели они вообще теряют вещание на своих языках, а это провал в государственной национальной политике.

Красноярские власти пока молчат, и это удивительно даже с точки зрения их управленческих интересов.

Госканал «Енисей», на который краевая власть делает ставку, в нынешней модели тоже вылетает из эфира. И что, ежегодно тратящиеся на краевое вещание «Енисея» сотни миллионов (!!!) рублей – это тоже деньги на ветер, что ли?

Местное вещание и местная реклама, как ни крути, все равно нужны – это в первую очередь не бизнес, а средство управления на местах и консолидации регионов в единую страну. Так что с воем и плачем какая-то реалистичная модель все же найдется и на период после 2019 г.

Дмитрий БУЕВИЧ,
гендиректор медиагруппы «Прима»

© ДЕЛА.ru

 

новости

Аэропорту заказали проект реконструкции советской «взлетки» В Красноярском крае объявили закупку для одного из самых важных транспортных объектов –  взлетно-посадочной полосы международного аэропорта…

Впервые отчет мэра транслировался в соцсетях Мэр Красноярска Владислав Логинов выступил перед депутатами горсовета с традиционным ежегодным отчетом о работе администрации. Для жителей впервые была…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).