статья

Рыба находится в колбасном отделе

Красноярская молодежь проходит мимо кассы

Красноярская молодежь, занятая в ретейле, сошлась во мнении, что работать продавцом или администратором торгового зала стало нынче demode (немодно — фр.). Причем в опале оказалась не сама профессия, а зарплата — сегодня не модно быть бедным. С этой точки зрения работа слесаря на Ванкоре кажется молодым людям более привле­кательной.

По данным ВЦИОМ, 25% россиян считают себя несчастными. В первую очередь — из-за бедности.

С учетом названных условий, красноярский рынок труда по количеству вакансий тут же вспух — розничной торговле не хватает кадров на линейные позиции, большинство которых как раз и заполнялись студентами.

Текучесть персонала в торговых сетях достигает 100% в год, что считается в принципе нормой. Несмотря на это владельцы супермаркетов всерьез обеспокоены грозящим безлюдьем. Обеспокоены и покупатели — кто из нас не сталкивался с одной или двумя работающими кассами на весь торговый зал, независимо от времени суток?

В красноярской розничной торговле не хватает линейных дешевых кадров
В красноярской розничной торговле не хватает дешевых линейных кадров

Индекс кадрового агентства HeadHunter для линейных сотрудников красноярского ретейла в мае 2011 г. составил 0,9. «Это говорит о том, что на одну вакансию приходится меньше одного резюме, что связано с высокой текучестью этих вакансий», — рассказала ДЕЛА.ru менеджер по маркетингу и PR HeadHunter Оксана Штейнебрейс.

HR-менеджеров тревожит не только настоящее, но и будущее положение дел — через пару лет ситуацию может усугубить прогнозируемая демографическая яма: основными соискателями на линейные позиции в секторе ретейла будут молодые люди поколения 90-х, когда уровень рождае­мости резко упал. И если в данный момент сотрудников в торговый зал заманить просто сложно, то далее заманивать будет попросту некого.

Впрочем, это не касается граждан из бывших союзных республик. Уже сейчас службы по работе с персоналом на полном серьезе рассматривают страны ближнего зарубежья, как вполне себе ёмкий кадровый резерв — практически бескорыстный и неприхотливый. Некоторые уверены, что будут вынуждены брать в штат сотрудников, для которых таджикский язык является родным.

Язык, конечно, дело десятое, главное, чтобы кассир был хороший.

Но что же в действительности происходит с низовыми позициями в красноярском ретейле? Причина банальна до безобразия. Дело в том, что каждая третья вакансия является социально неприемлемой, ответили в центре занятости Красноярска на запрос ДЕЛА.ru. Средняя величина зарплаты либо чуть превышает прожиточный минимум, установленный для трудоспособного красноярца, либо равна ему. Отметим, что речь идет о минимуме в 7,1 тыс. руб.

Средний уровень зарплаты красноярского кассира менее 9 тыс. руб.
Средняя зарплата красно­яр­ского кассира 9 тыс. руб.

Средний уровень заработной платы кассира составляет 8,6 тыс. руб., рассказали в центре, администратору платят около 10 тыс. руб. «Именно поэтому данные позиции не так привлекательны для соискателей», — отметила наша собеседница. Проще говоря: no money — no honey.

Любопытно, что количество вакансий на некоторые линейные позиции в розничной торговле зашкаливает. По данным центра занятости на 17 июня 2011 г., предложений о трудоустройстве администраторов торгового зала было в 12 раз больше, чем самих безработных. Вакансий на позицию «торговый представитель» было в 2,3 раза больше.

Всего на текущий момент на учете в органах занятости стоят 217 человек, для которых сфера розничной торговли была как раз последним местом работы.

«Вопрос о зарплатах на низовых позициях является одним из самых болезненных для ретейла, особенного продуктового, — рассказывает г-жа Штейнебрейс. — Думаю, не будет большим откровением, что у крупных продуктовых сетей есть договоренности о том, чтобы не устраивать гонку заработных плат. Если поднимается зарплата в одной сети, приходится поднимать и остальным, так как дефицит специалистов линейного ряда очень высок.

К тому же многие HR-специалисты понимают, что невозможно поднять уровень зара­ботных плат до такой степени, чтобы это работало на удержание персонала на данных позициях. Поэтому делаются ставки на другие преимущества, кто-то удерживает и моти­ви­рует персонал стабильностью и социальным обеспечением, другие делают ставки на профессиональное и карьерное развитие».

Сами ретейлеры отрицают факты зарплатных сговоров. По словам генерального дирек­тора сети гастрономов «Красный Яр» Татьяны Павловской, невысокая «стоимость» сотрудников наблюдается не только в красноярских супермаркетах. «Зайдите в любой торговый комплекс, хоть в «Планету», зарплаты продавцов ненамного выше. Так работает рынок труда, сдерживания зарплат красноярскими ретейлерами нет», — подчеркнула г-жа Павловская.

И все же, как ни крути, а оплата труда, к примеру, тех же кассиров в конкурирующих розничных сетях Красноярска, практически одинакова. Так, в сети супермаркетов «Командор» готовы платить продавцу-кассиру от 8,6 тыс. руб., в «Красном Яре» — от 8,5 тыс., но не более 12,5 тыс. руб., в «Каравае» зарплаты стартуют от 9,5 тыс. и не превышают 13 тыс. руб.

Вместе с тем, г-жа Павловская согласилась с тем, что красноярскому ретейлу не просто не хватает квалифицированных кадров — дефицит людей, в том числе на линейных позициях, ощущается постоянно.

Регулярные огромные очереди на малочисленных работающие кассы - обычное дело в красноярских супермаркетах. Но покупатели все-равно придут сюда завтра - бизнес работает.
Регулярные огромные очереди на малочисленных работающих кассах – обычное дело в красноярских супермаркетах. Но покупатели все-равно придут сюда завтра, чтобы купить продукты и постоять у кассы.

«В любой рознице — мировой или федеральной — всегда наблюдается текучка, и вакансий действительно больше, чем желающих работать, — рассуждает Татьяна Павловская. — Плюс, существуют выраженные сезонные тенденции — летом людей недостаточно. У нас работает много студентов, у которых летом появляется желание отдохнуть.

В финансовый кризис, с этой точки зрения, было легче. Конечно, мы стараемся удерживать кадры, но если человек не мыслит себя «кассиром на всю жизнь», если у него появляется возможность работать по специальности, то он уходит. Или начинает карьерно расти в нашей компании». По словам г-жи Павловской, сотрудникам «Красного Яра» предоставляется весь соцпакет, бесплатное питание, возможность подработок, спецодежда, а также корпоративные и спортивные мероприятия для детей сотрудников.

Ретейлеры не предполагают увеличивать зарплаты — вероятно, владельцам сетей выгоднее пережить временное кадровое затишье, чем поднимать планку, нарушая тем самым «историческую закономерность». Главное, чтобы желающие пробивать чеки появились к следующему сезону, хотя специалисты утверждают, что толпы свежей рабочей силы вряд ли будут выносить двери отдела кадров.

«На самом деле, большого потока желающих не было ни в кризисное время, ни сейчас, — говорит Оксана Штейнебрейс. — Рекрутеры магазинов всегда испытывают сложности с закрытием таких вакансий, поэтому очень часто можно найти соответствующие объявления не только в специализированных СМИ или на job-сайтах, но и в самих магазинах».

Бизнес есть бизнес — он складывается по законам спроса. Более того, он не вправе меняться: выручка и без того течет беспере­бойно.

И если многочисленные клиенты ежедневно готовы терпеть неудобства: ждать, когда подадут, а потом продадут товар —  значит им это необходимо. Может сердца и требуют перемен, но видимо не настолько, чтобы бойкотировать уютный супермаркет и покупать пирожные в пустующем павильоне формата ИП «Хычинян» неподалеку от дома.   

Так что пока ориентированный на клиента бизнес разбирается, где взять сотрудников, крайним оказываетесь вы. К примеру, когда стоите с пачкой сметаны и батоном после душного рабочего дня в хвосте очереди и смотрите на две пустующие кассы из четырех.

Вы можете подойти к старшему кассиру (не более 13 000 руб. в месяц) и потребовать обслужить вас. Вы можете пенять на грязь уборщице (от 7 170 руб. + премии, соцпакет), на недовес фасовщице (6500 руб. + премии) или на украденный кошелёк охраннику (от 9 610 руб. за 15 рабочих смен + соцпакет), но вряд ли они с энтузиазмом будут решать возникшие у вас проблемы — мягко говоря, рубль не стимулирует.

Тем более что охранник и фасовщица с завтрашнего дня здесь могут больше и не работать.

Варвара СМОЛИНА
ДЕЛА.ru

Олег Сипетый
Генеральный директор сети супермаркетов «Командор»

Олег Сипетый

Кадровый голод в линейных позициях у наших супермаркетов есть. И в большей степени потому, что людей на эти профессии, грубо говоря, физически мало родилось. Дело в том, что сотруд­ники того возраста, которые должны работать и закрывать такие вакансии, рождались в начале 90-х годов. В тот период был серьезный демографический спад, и молодых людей сейчас просто не хватает.

Вторая причина, она актуальна сейчас, —  лето. Все те, кто обычно нанимаются на работу кассирами, фасовщиками и прочее — к примеру, студенты — предпочитают летом отдохнуть, а работу искать по осени.

Ещё к этому нужно добавить третий фактор, который вкупе с предыдущими двумя серьезно усугубляет ситуацию, — открытие магазинов. Ситуация такова, что одновременно с сокращением количества претендентов на линейные позиции, растёт и число вакансий за счёт появления новых магазинов. Получается, что рынок требует больше супермаркетов, в связи с этим открывается больше вакан­сий, но людей на них попросту не хватает. Считаю, именно эти три фактора и создают дефицит кадров.

© ДЕЛА.ru

 

новости

В Красноярске свяжут тропой Западную и Восточную Сибирь В Красноярске объявили закупку на строительство нового туристического маршрута «Большая Енисейская тропа». По замыслу, он пройдет от Черной…

Древности Боготольского переулка Красноярска масштабно раскопают В Красноярске объявили закупку по поиску подрядчика для проведения больших археологических раскопок на Афонтовой горе. На научные исследования выделяют…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).