Арбитражный суд реабилитировал правительство Красноярского края, защитив его от обвинений в уводе денег мимо торгов, выдвинутых УФАС. Суд оспорил выводы антимонопольщиков о том, что чиновники создали схему, с помощью которой из бюджета без торгов было выведено более 0,5 млрд руб.
В правительстве решением арбитражного суда полностью удовлетворены, а в УФАС намерены обжаловать решение в вышестоящих инстанциях.
Напомним: программа энергосбережения, по которой через цепочку определенных фирм было освоено полмиллиарда рублей, попала в поле зрения антимонопольщиков еще в начале 2013 г. Разбирательство было инициировано с посыла прокуратуры края — там УФАС просили проверить действия регионального правительства при установлении формы финансирования мероприятий программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности в крае в 2010–2013 гг. и на период до 2020 гг.
В соответствии с этой программой средства на установку приборов учета в размере 527,246 млн руб.
выделялись путем увеличения уставного фонда госпредприятия «Центр транспортной логистики».
По мнению УФАС, правительство незаконно перечислило деньги на установку приборов учета
Затем, по данным УФАС, деньги без торгов были перенаправлены в ООО «Красноярская региональная энергетическая компания», а следом в ООО «Краевая энергосберегающая компания» (см. подр. «Правительство края уличили в уводе денег мимо торгов»).
Комиссия УФАС в июле 2013 г., рассмотрев дело, признала краевое правительство нарушившим ч. 1 ст. 15 ФЗ-135 «О защите конкуренции». Кроме того, антимонопольщики рассматривали вопрос о привлечении к административной ответственности мэра Красноярска Эдхама Акбулатова, на тот момент возглавлявшего правительство края и подписавшего злополучную программу.
В правительстве с решением УФАС не согласились и обратились в суд, дабы оспорить его.
Разбирательство по делу продолжалось вплоть до конца января 2014 г. Суд, изучив мнение сторон и материалы дела, согласился с доводом заявителя о том, что «принятие правительством Красноярского края правового акта не влечет автоматического увеличения уставного фонда государственного предприятия, в связи с чем правительство Красноярского края не является органом, осуществившим увеличение уставного фонда указанного юридического лица».
Дело в том, что «сама по себе программа не является расходным обязательством Красноярского края, ее финансирование возможно лишь после включения данных обязательств в закон Красноярского края о бюджете на очередной год и плановый период», а бюджет утверждается Законодательным собранием края.
Суд отмечает, что в уставе ГП КК «Центр транспортной логистики» в качестве одного из видов деятельности указано «содействие развитию энергетики на территории края, в том числе созданию условий энергосбережения и энергоэффективности», а значит, увеличение уставного фонда госпредприятия для проведения мероприятий по установке приборов учета на объектах краевой и муниципальной собственности соответствует бюджетному кодексу.
«При принятии программы правительство края, предусмотрев увеличение уставного фонда государственного предприятия, решало вопросы местного значения. При этом вопросы о поставке товаров и выполнении работ конкретным поставщиком правительством Красноярского края не рассматривались, соответствующее решение не принималось. Дальнейшие действия заинтересованных лиц по приобретению (в том числе за счет выделенных из бюджета средств) и установке узлов учета потребляемых ресурсов у конкретного поставщика (подрядчика), на которые указывает антимонопольный орган в оспариваемом решении,
не подтверждают выводы УФАС о нарушении именно правительством Красноярского края антимонопольного законодательства»,
— сказано в материалах дела.
Отдельно отметим использованную в последнем предложении формулировку — она отнюдь не исключает факта нарушения как такового, зато однозначно дает понять, что правительство тут совершенно ни при чем. Что и требовалось доказать.
В пресс-службе правительства сообщили, что исходом рассмотрения иска полностью удовлетворены.
Чиновники рапортовали о числе установленных в крае приборов учета
Там отметили, что в рамках реализации программы, которая фигурирует в разбирательстве, в краевых и муниципальных учреждениях было установлено 782 узла учета тепловой энергии, 2039 узлов учета холодной воды, 146 узлов учета электроэнергии, 777 систем диспетчеризации и 137 систем автоматического регулирования систем отопления и горячего водоснабжения с автоматизированной системой контроля.
«Кроме того, на сэкономленные в ходе реализации программы 33 млн руб. будут установлены еще 32 системы автоматического регулирования систем отопления и горячего водоснабжения с автоматизированной системой контроля», — отметили в пресс-службе.
В свою очередь в пресс-службе Красноярского УФАС ДЕЛА.ru сообщили, что с решением арбитражного суда не согласны и намерены обжаловать его в третьем арбитражном апелляционном суде, а если потребуется — то и в вышестоящих инстанциях.